В собрании фондов Музея истории и культуры г. Воткинска хранится комплект плакатов, который датируются 1917-1967 годами. Это репринтные издания лучших агитационных плакатов за 50 лет Советской власти. Комплект, который хранится в фондах музея, был издан в типографии им. Володарского Лениздата (г.Ленинград), составитель Е.Я. Зазерский. Тираж репринтных плакатов составил 25000 экз., и был подписан к печати 7 августа 1967 года. Стоимость комплекта в ценах того времени составляла 7 рублей.
1967 год – это год полувекового юбилея Октябрьской революции, вся страна стремилась достойно отметить знаменательную дату в истории государства. Все делалось во имя юбилея Октября. И издания репринтных плакатов – один из ярких художественных моментов этой глобальной пропагандисткой работы. Коллекция плакатов, хранящаяся в фондах музея – это поступления Народного музея, который был открыт в Воткинске в 21 февраля 1968 года.
Плакаты, как яркий пример наглядной агитации неоднократно использовались при создании временных и постоянно действующих выставок музея, связанных с историей Воткинска советского: «История Гражданской войны в Воткинске» (экспозиция, оформленная в 1968 году с небольшими изменениями, существовала до начала 80-х годов ХХ века). «Воткинск в годы Великой Отечественной войны» – еще одна постоянно действующая выставка музея, оформленная в 1975 году к 30-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне, при ее оформлении также использовались плакаты из коллекции. Но изменилась политическая ситуация, и после развала Советского Союза многие плакаты, как пример наглядной агитации, были исключены из экспозиции, как в целом поменялась и концепция подготовки и оформления выставок.
В настоящее время плакаты вновь востребованы и они «помогают» ввести посетителя не только в предметный мир исследуемой эпохи, но и показать, как с помощью наглядной агитации формировался позитивный образ новой власти в широких слоях населения. Граждан страны предстояло информировать о целях и взглядах новой власти, разъяснять и пропагандировать новые идеи. В условиях того, что большая часть населения была неграмотной, именно плакаты с помощью своих средств: выразительности, наглядности и оперативности, доносили основные идеи власти. Они информировали, агитировали, воспитывали.
Большинство плакатов, посвященных гражданской войне, индустриализации, коллективизации, освоению целины были абсолютно понятны современникам. Агитационные плакаты «упрощали» мир, делая его понятным. Художники-авторы выработали особую знаковую систему, чтобы объяснить гражданам, что происходит в стране и в мире, и как надо поступать; над чем или кем смеяться, кого или что осуждать, с кого брать пример…
Когда с коллекцией плакатов в 2017 году познакомились современные школьники, то выяснилось, что многие знаковые понятия советского поколения для них совершенно не знакомы. Приводим некоторые ответы учеников после знакомства с советским агитационным плакатом. ассматривем п Предложено рассмотреть яркий, образный, на мой взгляд очень узнаваемый и «говорящий»: плакат «Год пролетарской диктатуры, Октябрь 1917 – октябрь 1918 года», на переднем плане изброжен мускулистый, хорошо сложенный рабочий, в фартуке, опирающийся на молот, – один из символов пролетариата и крестьянин, на котором надета рубаха-косоворотка, на ногах – лапти. На груди у представителя рабочего класса и крестьянина - красный бант, один из и символов революции. На дальнем плане множество народа с красными знаменами. На плакате есть лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». Казалось бы, все ясно, во всяком случае, рабочий и крестьян совершенно узнаваемы. Но ответ оказался не столь очевиден, школьники младших классов нс могли опознать главных героев плаката. Художественные образы рабочего и крестьянина для них оказались совершенно не знакомы, а одна девочка нерешительно ответила, глядя на героев, предположила: «Это точно не Прометей…». В данном случае, комментарии излишни. Но это младшие школьники, они много не знают.
«Арифметика встречного промфинплана» с плаката, посвященного выполнению заданий первого пятилетнего плана по развитию народного хозяйства, оказалась совершенно непонятна и ученику старших классов. Но «нарочитая», как ему показалась, ошибка в примере 2+2=5 ему очень понравилась. Без всяких исторических премудростей он посмеялся и сказал: «Конечно, я всегда знал, что два плюс два будет пять!» А перевод с «арифметического языка» означающий выполнение пятилетнего государственного плана в четыре года для него было сродни китайской грамоте!
Поэтому коллекция, которая хранится в фондах Музея представляет не только большую историческую ценность, но она позволяет сотруднику музея «ввести» молодое поколение ХХI века в историю нашей страны, нашего города,
А.Карпеева – зав. научно-просветительским отделом
МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»