В России в середине 60-х годов XIX века активно развивается сеть железных дорог, что приводит к появлению отечественного паровозостроения.
В 1868 году Воткинский завод в числе первых предприятий России начал выпуск паровозов. Освоить новое производство удалось благодаря деятельности горного инженера Владимира Александровича Алексеева.
К сентябрю 1869 года были готовы два первых паровоза. На следующий год был получен заказ на производство локомотивов. В 1870 году на XIV Всероссийской мануфактурной выставке, открытой в Санкт-Петербурге, воткинский паровоз показал себя с лучшей стороны: с поездом весом 260 тонн он развил скорость до 60 км/ч.
Выпуск паровозов широкой колеи продолжался более 50 лет, постоянно шло их конструктивное улучшение. Воткинские паровозы служили почти весь XX век.
Бадаевская сталь не имела аналогов в России XIX века.
(Семен Иванович Бадаев (1778-1847) – создатель оригинального способа производства высококачественной инструментальной стали). В 1840 году на Нижегородской ярмарке «бадаевская» сталь и изготовленные из нее медицинские инструменты превзошли по качеству английские изделия.
Семен Иванович Бадаев проработал на Воткинском заводе более 30 лет. Ежегодно завод выплавлял до двух тысяч пудов «бадаевской» стали.
Первое место в России по длине построенных мостов.
В конце XIX века освоен выпуск на Воткинском заводе освоен выпуск новой продукции – железнодорожных мостов. В 1915 году завод вышел на первое место в России по общей длине построенных железнодорожных мостов. Пример высочайшего мастерства воткинских рабочих – Сергиевский, ныне Александровский мост в Москве.
Выпущено 400 пароходов.
В 1847 году под руководством Ильи Петровича Чайковского на Воткинском заводе началось производство пароходов. Весной 1848 года на реку Кама был спущен первый пароход «Астрабад». Завод выпустил более 400 пароходов различного назначения: пассажирские, буксирные суда, морские шхуны, наливные баржи, сухогрузы, шаланды, катера, плавучие подъемные краны, землечерпательницы.
Шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге. 1858 год.
Император Александр II отдал государственный заказ Воткинскому заводу.
Шпиль возведен в 1858 году по проекту инженера Дмитрия Ивановича Журавского (1821-1891). Конструкцию изготовили, смонтировали и установили мастеровые Воткинского железоделательного завода.
Несущий каркас шпиля состоит из восьми соединенных между собой ребер. Железная конструкция, разбитая на ярусы, содержит 39 уменьшающихся в диаметре восьмиугольных колец. Основанием каркаса служит опорное массивное стальное кольцо, сваренное кузнечным способом. Сборка металлической конструкции каркаса шпиля длилась более трех месяцев – с 30 июня по 10 октября 1858 года.
Высота шпиля – 48, 5 метра, вес шпиля – почти 207 тонн.
Монтажные работы выполняли 30 квалифицированных мастеровых Воткинского завода.
Кондуктор 1 класса Иван Девятов;
Мастера: Григорий Ивуков, Степан Пестерев, Михайло Пирожков;
Кузнецы: Сергей Вицин, Михайло Стерхов, Сидор Макаров, Захар Колясников;
Слесари: Иван Шадрин, Михайло Потанин, Захар Белоглазов, Василий Зырянов, Афанасий Лещев, Михайло Астапов, Александр Светлаков, Иван Лаптев, Роман Жирихин, Захар Мокин, Степан Ерыпалов, Никита Тетерин, Андрей Бахирев, Александр Нельзин, Андрей Кириллов, Терентий Коновалов, Иван Бердников, Василий Замараев;
Токарь: Никита Гмызов;
Плотники: Яков Ложкин, Дмитрий Митюков;
Столяр: Григорий Бахирев.