История деревянной ложки.
Ложка она же бутырка, веселочка, долгоноска, загибка, кержанка, коковка, копалка, хлебалка, шалаболка, шевырка …
Деревянный, костяной, металлический предмет для зачерпывания жидкой и рассыпчатой пищи. Представляет собой круглую или овальную вогнутую, неглубокую емкость на длинном или коротком, плоском или круглом черенке. Известно, что в Х веке дружинники князя Владимира пользовались деревянными ложками. По приказу князя Владимира, который сразу после Крещения велел есть не руками, а специальными приспособлениями.
При археологических раскопках в городе Новгороде, найдены ложки Х века, с резными черенками и с красивой формой черпака.
В Древней Руси, во времена, когда в Европе обычно ели руками, деревянная ложка была уже в обиходе, она упоминается в летописи "Повесть временных лет" (XII век). И сведения имеются не только о деревянных, но и о серебряных ложках. Ложки, как и ножи, в старину обычно носили при себе. Говорили даже: "Запасливый гость без ложки не ходит».
Любой русский крестьянин мог вырезать ложку, хоть и не красивую, но использовать за столом было можно. Но затем возник промысел, именуемый ложечным, когда умельцы стали поставлять сначала ложки на обмен, а затем – на продажу.
Можно задаться вопросом, а почему крестьяне «предпочитали» деревянную ложку остальным. А какие были остальные? Серебряные или золотые, так ими только цари и приближенные к нему пользовались. А лес рядом, пили, руби топором и «выделывай».
Пород деревьев в лесу было немало, но предпочитали мягкие, как липа, осина, во- первых, древесина легко режется, а во-вторых - не скалывается и не жжется, как металлическая.
Русское слово “ложка”, по мнению ученых, произошло от слова “лог” – овраг, углубление.
У деревянной ложки много разных названий: ложка баская – продолговатой формы, украшенная росписью; ложка белая – ложка без росписи; ложка бурлацкая – грубой работы, без росписи; ложка корневая – изготовленная из корня дерева; ложка писаная – украшенная росписью; ложка хохлацкая – ложка с хохломской росписью.
Очень крупным центром ложкарного производства является г. Семенов. До революции на еженедельные базары окрестными кустарями привозилось ложек до полумиллиона штук.
Ложками не только суп и кашу ели, а ещё и шалунов усмиряли. Когда кто-то из детей толкаться за столом начнёт, разговаривать с набитым ртом или раньше отца в чугунок за едой полезет, тогда возьмёт отец да своей ложкой прямо озорнику по лбу тихонько стукнет. Чтоб неповадно ему было за столом шалить. То есть в старину , как и сейчас , существовали особые правила поведения за столом. После каждого зачерпывания еды из общей миски ложку облизывали с обеих сторон и снова опускали на стол; лишь прожевав пищу, снова брали ложку со стола. Тот, кто не выпускал ложку из рук, считался прожорливым. Мясо ели только тогда, когда в миске не оставалось другой еды, и лишь после того, как хозяин даст указание.
Соблюдались различные приметы, связанные с ложками. Нельзя было ставить ложку, так, чтобы она опиралась черенком на стол, а другим концом на тарелку, так как по ложке, как по мосту, в миску может проникнуть нечистая сила. Нельзя класть на стол лишнюю ложку, иначе будет лишний рот или сядет за стол нечистая сила. В качестве подарка нужно было принести ложку на новоселье, вместе с караваем хлеба, солью и деньгами.
К ложкам относились бережно.
Широко применялась ложка и в обрядовых действиях. В родильной обрядности во время крестильного обеда подавались на стол ложки красного цвета, при подаче на стол первой каши пили за здоровье новорожденного, при второй каше отец втыкал все ложки в кашу и требовал за них выкуп. Кроме того, отцу новорожденного давали ложку каши с солью, добавив туда острые приправы: горчицу, хрен, уксус – и посыпав сахаром. Он тоже был должен вытерпеть муки, как и мать при рождении ребенка, еще это объяснялось, как очищение отца, оскверненного рождением ребенка, с помощью соли, которая являлась оберегом от нечистой силы. Съев ложку такой каши, отец новорожденного закидывал ложку на полати и прыгал по избе со словами: «Дай Бог, чтобы так новорожденный вспрыгивал».
На поминках для умершего ставили отдельный прибор либо на общий стол, либо на особый угол под образами, ложку выкладывали черенком к иконам или под скатерть, помещая сверху кусок хлеба. Вначале поминок все пробовали кутью, которую нужно было взять ложкой три раза. Есть за поминальным столом полагалось только ложками.
Во время свадебного ритуала ложки, повернутые лопастью к сидящим, выкладывались перед женихом и невестой перед венчанием за «тихим» столом; эти ложки сваха после трапезы забирала с собой для молодых. За свадебным столом для жениха и невесты существовал запрет на участие в пире, поэтому перед ними ставили пустое блюдо и клали ложки черенками к краю стола или связанные ручками в разные стороны.
В календарной обрядности тоже использовали ложку. В Вятской губернии, т.е. когда-то в наших краях, девушки гадали так: наливали в столовые ложки воду и ставили их в сени. Когда вода замерзала, приносили ложку в избу и смотрели: если замерзшая вода образовывала « пупочек», то это значило, что загадывающая проживет наступающий год хорошо, образование « ямки» означало смерть.
В IV в. ложка по воле Иоанна Златоуста попала в число ритуальных предметов. В церкви во время причащения верующему во «лжице» (ложке) подносят просфору (хлеб), смоченную в вине: хлеб в этом таинстве символизирует Тело, а вино – Кровь Христа
По традиции серебряную или золотую ложечку дарили и дарят новорожденному – «на зубок».
Во время масленичной недели ложку вместе с чашкой приносил кум своему крестнику, родившемуся в этом году.
Вот такая она непростая история, казалось бы простой, на первый взгляд, деревянной ложки.
Источники:
«Русская изба». Иллюстрированная энциклопедия. Санкт-Петербург. 2001
http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/interesnye-fakty-iz-zhizni-lozhki.html