«Разговор с природой... (живопись и акварели Т. Старженецкой)»
В собрании фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска» хранится большая коллекция работ известной московской художницы Тамары Георгиевны Старженецкой. Это - замечательные эскизы декораций, акварели и живописные работы. Важно отметить, что работы Тамары Старженецкой в коллекции музея появились не случайно… Воткинск – родина П. И. Чайковского. Здесь он провёл первые восемь лет своей жизни, поэтому детские впечатления оставили значительный след в душе будущего композитора и повлияли на его дальнейшее творчество. Эскизы декораций Старженецкой к музыкальным произведениям П.И. Чайковского – это связь творчества композитора, художника и родины гения. С именем Чайковского в театральном творчестве Старженецкой связано очень многое. Об этой глубокой привязанности говорят произведения, над которыми художница работала в разные годы: балеты «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Щелкунчик», оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Орлеанская дева». В эскизах к спектаклям большую роль играют фактуры, в одних – это искусно переданная фактура дерева, в других – мокрого камня, в третьих светлая, воздушная гамма голубого озера или бархатисто-матовая фактура старинного гобелена. Тамара Георгиевна Старженецкая родилась 11 декабря 1912 года в Москве. После окончания средней школы в 1928 году – с 16 лет – начала работать техником и архитектором в Архитектурно-проектной мастерской. Одновременно училась в студиях изобразительного искусства. В 1939 году поступила в Институт живописи, скульптуры и архитектуры в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Началась война, последовала блокада Ленинграда со всеми тяготами и голодом…. В 1942 году вместе с институтом Тамара Георгиевна была эвакуирована в Самарканд. В 1943 году с маленькой дочкой Ириной переехала в Москву к матери, затем вернулась в ленинградский институт, который окончила в 1948 году. Выбор профессии театрального художника не случаен, скорее всего, сказалась домашняя атмосфера потомственной творческой интеллигенции. Мама и бабушка Тамары Старженецкой были балеринами, отец инженером, увлеченно занимавшимся живописью. В семье будущей художницы рисовали, музицировали, отдавали жизнь сцене. Не случайно её выбор чудесным образом объединил почти все семейные пристрастия – театр, музыку, живопись. Педагогом Т. Старженецкой в институте был профессор М.П. Бобышов (1885-1964) художник, ярко проявивший себя в области музыкального театра. Под его руководством Старженецкая отлично защитила диплом эскизами к балету А. Крейна «Татьяна». После защиты диплома учитель пригласил ученицу писать по его эскизам декорации к балету «Медный всадник» Р. Глиэра в Ленинградском театре оперы и балета. С первых постановок единство живописи и музыки стало главным в творчестве Старженецкой. Как она говорила: «Музыку я чувствую в цвете и цвет – в музыке!». Главными координатами её творчества являлись живопись и музыка, цветовое пространство и акустическая среда, тесно переплетённые, составляющие образ музыкального спектакля. Заняв вторую премию конкурса, объявленного Государственным академическим Большим театром СССР на оформление балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», молодая художница получила приглашение работать в самом престижном театре страны. Старженецкая успешно воплотила изобразительное решение ряда заметных спектаклей: оперы М. Красева «Морозко», «Аиды» Дж. Верди, балета Л. Делиба «Фадетта», «Демона» А. Рубинштейна, оперы Ю. Шапорина «Декабристы», «Сказа о каменном цветке» С. Прокофьева и многих других. К сожалению, из Большого театра пришлось уйти… рассталась со сковывающей творческую индивидуальность штатной должностью. Она навсегда осталась вольным художником, свободным в выборе, интересах и предпочтениях. К тому же работа для театра продолжалась. Сцены Тбилиси, Еревана, Ташкента, Куйбышева, Саратова, Воронежа, Тулы, Волгограда и др. городов в течение 30 лет были творческой мастерской вдумчивого, цельного по характеру и стилистическому мышлению театрального художника. Наряду с театрально-сценическим творчеством огромное место в жизни Тамары Георгиевны занимала каждодневная работа живописью. Мастерская постоянно пополнялась новыми работами, увеличивался географический диапазон пейзажей. Каждый год художница отправлялась в путешествия на Сахалин, Курилы, Камчатку, Тикси, море Лаптевых и т.д. Со временем театр отодвигается на второй план. Художница разграничивает две области живописи – станковую и театральную. Источником вдохновения в пейзаже является природа, в эскизе к декорациям – музыка. В эскизе подчиняется всё особым законам сцены, а пейзаж – это творческое откровение автора, непосредственность, полная свобода. В станковую живопись Старженецкая не переносит приёмы театральных эскизов. Старженецкой присущ уверенный, свободный стиль пленэрной живописи. Акварель с натуры в традиционном для поездок этюдном формате выполнялась обычно на одном дыхании, энергично, сочно и обобщённо. И уже позже, в мастерской, понравившийся сюжет автор решает в большом монументальном пейзаже маслом. Акварелью художница овладела самостоятельно и постепенно постигла нюансы этой богатой и сложной техники. Темами пейзажного творчества Старженецкой являются Север, Крым и Кавказ, древнерусские города, Подмосковье, Средняя Азия и Прибалтика, Кама и Ока. Помимо пейзажей Юга и Севера художница пишет и архитектурные мотивы Пскова, Суздаля, Переславля – Залесского с их белокаменными церквями. Кисть Старженецкой запечатлела и виды Мальты, Кипра, Стамбула, пейзажи Греции и Мексики, Европы, Британии и Скандинавии. Главное во всех этюдах – образное начало. Работы Тамары Георгиевны Старженецкой – это размышления о природе и её явлениях, это размышления над музыкальными произведениями и воплощение музыки на холсте. Эскизы декораций, акварели и живописные полотна раскрывают всю многогранность личности этой удивительной художницы. Нужно отметить, что в ходе юбилейных мероприятий, посвящённых празднованию 175-летия со Дня рождения композитора Петра Ильича Чайковского, в Академическом театре оперы и балета г. Екатеринбурга была организована совместно с обществом Воткинских художников выставка «П.И. Чайковский в изобразительном искусстве». На выставке экспонировались работы воткинских художников и эскизы декораций к музыкальным произведениям П.И. Чайковского - «Евгений Онегин», «Спящая красавица», выполненные Старженецкой. Эскизы декораций были предоставлены фондами МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». Использованная литература: Каталог «Тамара Старженецкая. Театрально-декорационное искусство. Живопись ». Статья Никиты Иванова. Москва, Советский художник, 1991г.