«Непрочтенная страница» - фотовыставка из фондов Музея истории и культуры г. Воткинска посвящена Году литературы в России, а потому она имеет необычный историко-поэтический формат, каждый снимок, на котором запечатлены наши очаровательные землячки, жившие в ХIХ – I четверти ХХ века, сопровождает поэтический комментарий.
Разные женщины, разные судьбы, разные образы представлены на старинных снимках, сделанных с большой любовью. По мнению писателя С.Н. Булгакова, «всякий подлинный художник есть воистину рыцарь Прекрасной Дамы», и наши фотографы проявили себя как истинные рыцари.
Женщина…Это начало начал. Её красота, обаяние, богатый духовный мир во все времена вдохновляли поэтическую музу. Прекрасные женские образы, созданные поэтами и писателями, до сих пор волнуют сердца читателей. Это и божественная красавица А.С.Пушкина, и обаятельные образы тургеневских барышень и непостижимые в своей тайне блоковские «незнакомки». Все они неповторимы, каждая наделена только ей присущими чертами характера, но объединяет их одно – высокая духовность и нравственная чистота, они не способны на подлость и коварство, на низменные человеческие страсти. Красота всегда понималась русскими писателями не просто как совершенство форм, она сливалась в их представлении с добром, истиной, справедливостью.
В разные времена, в разные эпохи был свой идеал женщины с точки зрения её внутреннего и внешнего облика. Идеал русской женщины представлялся долгие-долгие годы и даже века по канонам, сформулированным в «Домострое»: преданная мужу, самозабвенно заботящаяся о «чадах своих», домовитая хозяйка. «Жена добрая, трудолюбивая, молчаливая - венец своему мужу», - говорится в одном из его постулатов. Русская красавица XVIII века пышет здоровьем, отличается дородностью. Людям той поры казалось, если она богата телом, то, как следствие, - богата душой. С приближением эпохи романтизма мода на здоровье кончается, бледность, меланхоличность - знак глубины чувств. Но именно в эпоху романтизма, русская женщина, как отмечал известнейший культуролог Ю.М.Лотман, поднялась «до интеллектуального уровня образования мужчины своего времени». В бурное послереволюционное время в 20 - 30-е годы ХХ века в России сложился новый идеал женщины-работницы и общественницы…и все это фиксирует фотография, но в то же время она та «добрая память, лучшая часть души, которую посчастливилось передать другим» (В.Розов).
Обо всем этом хотелось бы вспомнить, когда мы знакомимся с фотографиями, представленными на выставке. Воткинских женщин всегда отличало чувство собственного достоинства, «дущевный ум», как говорили старожилы, и тот, особенный стержень, который позволял им выдержать испытания, выпавшие на их долю. Это они, наши воткинские сударыни были хранительницами домашнего очага, к которому всегда стремились вернуться их дети, потому что «родительский дом – начало начал». Это о них, своих женах, мужья с гордостью говорили «моя хозяйка». Это они, обладая безупречным вкусом «оживляли» дом, построенный умелыми руками супруга, умело используя пространство внутри. Это они подсказывали, как и где сделать особые перегородки в доме или «заборки», скорее напоминавшие декорации к спектаклю в романтическом итальянском стиле. Эти «женские придумки», сообщали такую оригинальность дому, что современным дизайнерам дадут сто очков вперед. Именно про такой «домашний лад», и говорил писатель Василий Белов: «Все было взаимосвязано, и ничто не могло жить отдельно или друг без друга, всему предназначалось свое место и время. Ничто не могло существовать вне целого или появиться вне очереди. При этом единство и цельность вовсе не противоречили красоте и многообразию. Красоту нельзя было отделить от пользы, пользу - от красоты…».
А еще в этом уютном воткинском доме много читали, и организовывала эти тихие семейные вечера также женщина. Судя по сохранившимся документам и воспоминаниям, очень любили произведения А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.П.Чехова, любили исторические романы М.Н.Загоскина, сказки В.Ф.Одоевского. очень любили наши женщины справочные издания, выписывали много литературы по домоводству, садоводству и огородничеству. И, конечно, бережно перелистывали страницы самого женского журнала «Парижские моды» с приложениями «Новейшие моды», «Общедоступные моды». Ну что ж, женщина во все времена должна быть красивой!