Представить современный интерьер без стульев невозможно – этот предмет меблировки вошел в жизнь так, что, кажется – стулья были всегда. Однако было время, когда стул являлся показателем роскоши и достатка.
Стул, как предмет интерьера, появился на Руси в XVI веке. В домах россиян, будь это царские хоромы, палаты знатного боярина или утлая крестьянская избушка он был редким явлением. Центром любого помещения являлась большая русская печь, вдоль стен - широкие лавки, плотно прикрепленные к стене. Стул с высокой резной спинкой, напоминающий трон, ставился только главе дома.
Мода на стулья и их разновидность - кресла (стул с подлокотниками) появилась при Петре I. Наличие стульев и кресел в доме говорило о состоятельности и статусности их обладателей. Мебель стоила дорого, её передавали по наследству и заменяли лишь тогда, когда она приходила в полную негодность.
Рост мебельного производства начинается в период правления Екатерины II. Мастера из Германии, Италии, Польши, Швейцарии (Гамбс, Бонаверти, Гампельн, Гантенбергер и др.) устремляются в Россию, открывают в Москве и Петербурге свои мебельные мастерские. Пытаясь избежать лишних расходов, помещики обучают у них своих крепостных, а затем налаживают мебельное производство в провинциях. Известны, например, случаи обучения такому мастерству пермских мастеровых князей Лазаревых и Всеволожских.
Переломной эпохой для истории стула стала середина XIX века. Венский столяр Михаил Тонет придумал делать его из гнутого дерева. Гнутые «венские стулья», дешевые и практичные, быстро завоёвывают мир. Они приходят в дома дворян, мещан и даже крестьян и становятся, прежде всего, сиденьем. В конце XIX – нач. ХХ вв. кресла и стулья изготовляли мебельные предприятия и кустарные мастерские многих городов России.