"Сыны страны великой"

Василий Николаевич Керенский – известный художник советской эпохи, талантливый скульптор и график, мастер психологического портрета. Произведения скульптора находятся более чем в двадцати музеях страны, на площадях городов и поселков, на железнодорожных станциях, в учреждениях и дворцах культуры. Свое творчество он посвятил созданию образов людей, которыми гордится Россия, которые восхищали его самого: «Адмирал Нахимов» (1952), «П. М. Третьяков» (1954-1960), «Юный Пушкин» (1959) и др.
В.Н. Керенский родился 13 января 1915 года в Пензенской области в семье школьного учителя. Детство его выпало на лихие годы войн и революций. Рано остался без отца. Пережил крайнюю бедность, смертный голод Поволжья. Выжить помогли дружба с природой и два волшебных слова – «я смогу», которые стали формулой жизни. На редкость цельная и сильная личность художника Керенского сложилась очень рано. Он никогда не жил без мечты и цели.

Рисовать начал с пяти лет. В школе с удовольствием занимался в изокружке, оформлял стенгазеты. В двенадцать лет отлично освоил шрифты и стал писать лозунги для школы, клуба, военкомата. С увлечением начал рисовать простым карандашом портреты одноклассников. Понял, что самое интересное для него – это Человек, разнообразие характеров, неповторимость каждого. И этому своему выбору остался верен навсегда. В четырнадцать лет осуществил свою горячую мечту – поступил в Пензенское художественное училище. Здесь В. Керенский получил крепкие основы рисунка, композиции и живописи. По окончании училища в течение двух лет занимался в Новороссийской студии живописи. Здесь же в газете «Пролетарий Черноморья» началась официальная трудовая деятельность двадцатилетнего художника.

С 1939 г. по 1941 г. В.Н. Керенский работал в Подмосковье в михневской средней школе учителем рисования и черчения и одновременно готовился к поступлению в Московский Государственный художественный институт им. В.И. Сурикова. Но война внезапно оборвала все мечты и планы.
На фронт В.Н. Керенский ушел добровольцем в сентябре 1941 г., а вернулся в декабре 1945 г. Всю войну прошел с оружием и карандашом в руках. На фронте постоянно использовалось его умение рисовать. Выполненные им панорамы позиций противника помогали выигрывать сражения. Несколько антифашистских рисунков Керенского тиражировали и сбрасывали с самолета над вражескими частями и оккупированной территорией. В дополнение к основной должности топографа, с осени 1943 г. и до окончания войны он был прикомандирован в качестве художника к газете «Советский воин» 98-й Ропшинской Краснознаменной стрелковой дивизии. Газета выходила один-два раза в неделю, и почти в каждом номере печатались рисунки Керенского, отражающие конкретные события из жизни подразделений, портреты отличившихся в боях храбрых воинов, талантливых командиров, заботливых медсестер, а также дружеские шаржи, дающие всем минуты веселья. В военных условиях оттачивалось мастерство портретиста, умение быстро схватывать самое главное во внешности и характере человека. Художник достиг виртуозного владения карандашом.
В 1948 г. В.Н. Керенский поступил в МГХИ им. В.И. Сурикова.

В 1956 г. вступил в Союз художников и стал активным участником выставок всех уровней: московских, республиканских, всесоюзных и зарубежных. Создал десятки ярких, запоминающихся произведений, каждый раз находя для их воплощения новые художественные средства. Высокое профессиональное мастерство, умение раскрыть глубинную сущность человеческого характера, разнообразие художественного языка, всегда привлекали к работам В.Н. Керенского внимание и собратьев по искусству, и простого неискушенного зрителя. Притягательная сила портретов мастера заключается в том, что он никогда не был равнодушен к человеку, которого изображал. Обязательно находил в нем то уникальное, что его вдохновляло, и на этом стержне строил художественный образ.
На протяжении всей жизни у художника были три путеводные звезды: глубокая и трепетная любовь к «Руси-матушке», самозабвенная любовь к искусству и неиссякаемая любовь к Человеку. Он всегда верил в Россию и стремился приумножить ее культурное достояние.

Василий Керенский является одним из авторов памятника В.И. Ленину, установленного в 1958 году на Центральной площади г. Воткинска. Со скульптором на протяжении нескольких лет велась переписка, он делился своими воспоминаниями о работе над образом В.И. Ленина. Часть работ, хранящихся в фондах Музея истории и культуры г. Воткинска, были подарены автором и его дочерью, искусствоведом Ольгой Васильевной Лебедевой, другая часть приобретена благодаря помощи председателя воткинского отделения Общества русской культуры Удмуртской Республики Александра Владимировича Кузнецова.