Август, последний летний месяц, отмечен сразу тремя праздниками, очень любимыми в народе: Спас медовый, или Спас на воде; Спас яблочный, или Спас на горе; Спас ореховый или Спас на холсте. Названия праздников связаны с крестьянскими хлопотами, сбором урожая.
14 августа - праздник Всемилостивого Спаса, а народное название- Медовый Спас, или Маковей.
В день Первого Спаса принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Кроме того, как рассказывали старожилы, у нас в Воткинске пекли блины с маком и ели их, обмакивая в свежий мед. Вкус необыкновенный!
В этот день верующие приходят в храм, чтобы освятить мед. Раньше обыденная жизнь человека была пронизана христианством, религиозные праздники органично вплетались в канву повседневности. К 14 августа уже поспевал мед нового урожая. В народном сознании – безусловный дар Божий человеку. Поэтому и приносили его в храм для освящения. И мед становился уже непросто пищей, не просто лакомством, а выражением милости Бога к людям, воплощением Божьей благодати. Считается, что мед, освященный в день первого Спаса, может укрепить здоровье, подарить уверенность и спокойствие.
Кроме того, как говорили всезнающие бабушки, в этот день можно оградить свое жилище от недоброго вторжения, от сглаза и от порчи, от ссор между домочадцами, рассыпав по углам дома освященные маковые зернышки.
На Руси молодежь в этот день водила хороводы, во время которых девушки осыпали маком приглянувшихся парней. (Сделаем небольшую ремарку. Сколько же высаживали мака, и использовали его только в благих целях!)
По поверью, в этот день пасечники должны нарезать соты и разнести мед по домам, где жили бедные люди. Эту примету хорошо знали в Воткинске, где было много пчеловодов и люди с большим уважением относились к их труду. Недаром многие благозвучные слова русского языка так или иначе имеют прямое отношение к слову «мед»: медовый пряник, медовый месяц, пахучая медуница…
В народе первый Спас еще называли Мокрым, Спасом на воде, так как в этот день освещалась вода. Как сообщают исторические источники, ежегодно во время августовской жары в Константинополе случались страшные эпидемии, которые уносили с собой тысячи жизней. В IX веке для предотвращения очередного мора византийские правители вынесли для всенародного поклонения великую христианскую реликвию, хранящуюся в царских покоях. Часть Животворящего Креста, того самого, на котором страдал Христос, установили посреди храма Святой Софии. У Честного Древа совершались водосвятия, с ним обходили крестными ходами городские улицы – и многочисленные недужные получали исцеления.
Смертоносная эпидемия была остановлена, а традиция выносить часть Животворящего Креста для поклонения и святить воду стала ежегодной. На Руси это празднование объединилось с воспоминанием о Крещении Руси, которое согласно хронографам XVI века случилось 1 августа 988 года (по старому стилю).
Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость. Православные купаются в освященных водоемах, как и на Крещение, для снятия хвори, грехов и сглаза, запасаются водой из освященных колодцев и источников.
19 августа в народном календаре - Яблочный Спас.
Почему второй Спас именно Яблочный? Издавна существовала традиция приносить в храм плоды своих трудов и освящать их. В этот день в Византии освящались виноград и колосья пшеницы. В России, в тех местах где виноград не растет, в храм стали приносить другие садовые плоды в том числе и яблоки.
Официальное название церковного праздника — Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Однако на Руси он известен как Яблочный Спас, или Второй Спас.
На Руси Яблочный Спас стал одним из наиболее широко отмечаемых дней года. К этому времени в садах массово созревали яблоки.
До Второго Спаса их есть запрещалось, а первые собранные в этот день плоды освящали в церкви и только потом вкушали, устраивали угощение для всех. По старинному правилу больным и бедным дарили плоды. Тот, кто не одаривал ближнего своего яблочком, считался недостойным: «А не дай-то Боже с ним дела иметь!» Иногда, доедая последний кусок спасского яблока, загадывали желание и верили, что оно обязательно исполнится.
Устраивали в старину на среднего Спаса народные гуляния, любовались закатом, это традиция, характерная для Воткинска. Правда, мы любуемся закатами не только в августе, на второго Спаса, а в любое время года, Уж очень они у нас хороши!
В народе говорили, что после Преображения и погода преображается: ночи становятся по-осеннему холодными. «Пришел Спас — бери рукавицы про запас»; «Второй Спас шубу припас», — подмечали наши предки.
29 августа- третий Спас – Ореховый, Хлебный, Холщевый. Он замыкает двухнедельный Успенский пост и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Издавна считается, что к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом праздника. Третий Спас называется также Спас «на полотне» (Первый – «на воде», Второй – «на горе»).
В этот день приступали к заготовке лещины. На Руси орехи всегда были особым лакомством, ведь из них на меду готовили разнообразные сладости и выпечку. В наших краях орехи в основном собирали по берегам Камы, где их было множество, о чем с удовольствием в свое время вспоминал краевед Федор Павлович Тукмачев (1919 - 2011).
Недаром, как воспоминания о тех днях далекой молодости, во дворе его дома в с. Перевозное росло раскидистое ореховое дерево, под которым он так любил посидеть, отдохнуть, да и гостей угостить «собственным орехом».
Но в Вятской губернии, а в прошлом территориально мы относились именно к ней, третий Спас в первую очередь называли Полотняным или Льняным. По преданию в этот день Господь умыл Свое Лицо и утер полотенцем, чудесно изобразив на нем свой Лик: Спас на полотне.
Поэтому в этот день в храме, после праздничного богослужения освящают самотканые льняные холсты. На освящение приносят в церковь также орешки, пшеничные снопы и хлеб.
Славились наши края льняной тканью, которую выращивали на полях крестьяне и с давних пор именно это полотно считалось огромной ценностью и имело важное значение не только в крестьянском хозяйстве!
Почему же её так любят во все времена? Льняная одежда полезна для человека, люди, которые носят ее постоянно, не страдают кожными заболеваниями, которые, увы, стали так распространены в наше время. Даже у больных, прикованных к постели, практические не бывает пролежней, если они лежат на полотняных простынях. В льняной одежде не жарко летом и не холодно зимой, ученые доказали, что она защищает даже от радиации! Вот уж поистине, полотно нам Богом дано! А еще в народе говорили: «Хорошо, если Спас – на полотне, а хлебушко в гумне!». Пусть так и будет!
Алла Карпеева - ученый секретарь
МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»