Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. «Будничный» сплав — чугун приобрел в руках талантливых русских мастеров особое звучание, став обычным материалом монументальных скульптур, изящных предметов прикладного назначения и кабинетных статуарных отливок. Чугунное литье – это «визитная карточка» Урала и России в целом. Знаменитый в прошлом «чугунный бренд» России только сейчас вновь открывают для себя наши соотечественники, еще меньше знают о нем за рубежом.
С 30 сентября 2016 года по 22 января 2017 года в залах Сытного двора в Коломенском работала выставка «Искусство, рожденное огнем. Художественное литье Урала XVIII–XXI вв.», посвященная знаменитому художественному литью из чугуна. Уникальность выставочного проекта состояла в том, что здесь была собрана коллекция предметов из собраний двадцати музеев России. Это музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Златоуста, Челябинска, Ярославля. На выставку прислали свои произведения предприятия прославленного во всем мире чугунолитейного центра Касли. В проекте участвовали тринадцать коллекционеров из разных городов и два московских антикварных салона. На выставке экспонировалось более 1500 произведений декоративно-прикладного искусства: это литье Каслинского, Кусинсого заводов, изделия златоустовских, пермских, нижнтагильских литейщиков. Наряду с этими знаменитыми мастерами «изящного чугуна» на выставке были представлены и изделия Воткинского завода. Согласитесь, быть в такой компании весьма почетно!
В Музее истории и культуры г. Воткинска собрана большая коллекция чугунного бытового литья воткинских мастеров: мелкая пластика, рамки для фотографий, разные варианты юбилейных блюд, выпущенных на заводе и многое другое. Коллекция, собранная в музее, охватывает большой временной промежуток ХIХ - . ХХ века. Все экспонаты сделаны из хрупкого и тяжелого материала - чугуна, но поражают филигранным исполнением. Благородный черный цвет, характерный для чугунных изделий - это также наша российская особенность. Русский чугун знают во всем мире, сейчас он стойко ассоциируется с черным цветом, хотя сам по себе чугун серый: именно в России придумали красить его в черный цвет.
Глядя на привычные нам бытовые вещицы и украшения из чугуна, мы редко задумываемся, что это - результат соединения высочайшего уровня металлургии и кадрового корпуса мастеров, равных которым не было во всей Европе.
В 2019 году Воткинский завод отмечает 260-летие выпуска первой продукции, поэтому мы подготовили выставку «Чугунное кружево в музее» где собраны фотографии чугунных вещиц, наиболее ярко характеризующих уникальное мастерство наших земляков.
Итак, как же родилось наше «ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО»? Его начали «плести» уральские мастера еще в первой четверти XVIII в., когда на Среднем Урале было построено 71 металлургическое предприятие, в том числе 27 казенных и 44 частных заводов, на которых плавили металлы разных сортов, отливали пушки и орудийные припасы для военного ведомства, изготовляли чугунную посуду и различные изделия для собственных заводских нужд и на продажу.
21 сентября 1759 года Воткинский завод дал первую продукцию – кричное железо, Спустя 50 лет продукция завода и его мастера были известны далеко за пределами Урала. К началу ХIХ века и относятся первые косвенные упоминания о воткинском литье и мастерах. Так, в 1810 г. на Воткинский завод прибыл скульптор Карл Пост. К нему для усвоения навыков работы по камню и металлу были прикреплены дети мастеровых Василий Быстров и Иван Степанов. В 1816 году в Екатеринбург для обучения медальерному искусству были направлены школьники Александр Шемякин и Григорий Попов, которые проходили подготовку при Екатеринбургском монетном дворе. Спустя 2 года департамент горных и соляных дел распорядился прислать с Камско-Воткинского завода двух подростков, для обучения их в Академии художеств. Были отобраны Яков Грахов и Василий Шалавин с тем, чтобы один из них был обучен архитектуре, а другой - скульптурному и литейному делу. Однако приемные испытания показали их недостаточную подготовленность, и они оказалась в числе музыкантов Горного кадетского корпуса. Тем не менее, попытки обучения будущих художников, литейщиков, скульпторов были сделаны. И в первой половине ХIХ века на заводе уже появляются первые чугунные картины. К сожалению, весьма немногие из них имеют клеймо Воткинского завода, и мы можем атрибутировать их лишь по косвенным признакам.
В соответствии с Уставом о промышленности фабричной и заводской 1879 г. (раздел «О клеймении изделий русских мануфактур фабрик и заводов») обязательному клеймению продукция не подлежала как при производстве на экспорт, так и в случае сбыта на внутреннем рынке. Поэтому не только Воткинский, но и многие другие уральские заводы, а их более 30, для которых производство литых изделий не было первостепенным, не ставили клейма. Но наши мастера-литейщики всегда отличались своей «особинкой», умением найти выход из казалось бы, безвыходной ситуации. «Хорошо», - рассуждали они, «клеймо на изделии ставить не будем, но отольем его так, что сразу видно будет – делано на Воткинском заводе!»
Так и случилось. Только воткинские мастера отливали уникальные подсвечники в форме якоря, работа, что называется, была сделана с натуры. Это были миниатюрные копии «Памятника - Якоря», горделиво возвышавшегося над прудом… Мотив якоря был излюбленным в Воткинске и повторялся в деревянной резьбе домов мастеровых.
К числу «чугунных картин» можно отнести и уникальные печные дверцы – вещь в доме необходимая! На одной из них видны мастера в интерьере старинного цеха с арочными окнами: рабочий в широкополой шляпе, льющего раскаленный металл в невысокие опоки. Рядом с ним стоит помощник, вытирающий пот со лба, или заслоняющий лицо от жара металла. И хотя в настоящее время также выявлены печные дверцы с подобным сюжетом, отлитые на Мальцевском (Калужская губерния) и Дубенском (Тульская губерния) чугунолитейном заводе, специалисты отмечают, что «тонкость и качество отливки их во многом уступает воткинской»…
Отдельные образцы коллекции чугунного литья МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска» представлены в каталоге «Воткинское чугунное литье», Ижевск, 1988 год.