Портрет в живописи — это всегда изображение реального человека. Недаром в старину на Руси портреты назывались парсунами — от латинского слова persona, что означает «личность». Что же касается современного термина для обозначения данного жанра живописи, то в его основе лежит старофранцузское слово portraire. Оно означает воспроизведение чего-либо очень точно, «черта в черту». Но, что интересно, портретный жанр стал самостоятельным раньше, чем у него появилось отдельное название.
В портретах воткинских художников можно увидеть не только черты лица, но и внутренний мир, черты характера человека… Портрет- это не только результат, который мы видим на холсте. Это большая трудоемкая работа, в которую художник вкладывает свою душу.
Большое место в творчестве воткинских художников (Я.Л. Завируха, К.Г. Ясаков, П.И. Соломенников, А.Н. Сорочкин, А. Кривошеин, П.А. Глушков и многих других) занимает парадный портрет выдающихся людей Воткинска. Таких как В.Н. Ступишин, Ф.С.Стрельцов, И.В.Гладиков, А.Н. Сорочкин, К.Г. Ясаков, Я.Л. Завируха, П.И.Соломенников и многих других.
Например, Валериан Ступишин (краевед и основатель Воткинского краеведческого музея) был художественным вдохновителем Якова Завирухи. По просьбе Ступишина В.Н. появились «Портрет Стрельцова», выдающегося для города человека, который находится в фондах Музея истории и культуры г.Воткинска, «Портрет Зины Зориной».
В портретах Я.Козлова моно увидеть поразительную схожесть, цветовые решения и анатомическую проработку.
Некоторые воткинские художники писали так же в жанре автопортрет.
Автопортреты пишут для того, чтобы передать характер и особенности человека, в данном случае – самого художника. Автопортреты всегда были одним из самых сложных жанров в живописи, так как в отличие от написания портретов, где художник тщательно изучал личность, которую собирался нарисовать, тут он должен был изучить самого себя, заглянуть в глубь своей души.