Пейзажем называется один из жанров художественного творчества, а также произведения этого жанра, где основным героем картины является первозданная природа или природные ландшафты, преображенные человеком.
В зависимости от типа изображённого мотива можно выделить сельский, городской.
В пейзаже художник старается отразить реальные городские ландшафты, виды зданий и различных сооружений, сельскохозяйственные угодья, морские просторы. Эти виды могут быть восстановленными по памяти, нарисованными с натуры или полностью выдуманными.
В собрании фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска» хранится большая коллекция работ известных воткинских художников (К.Г.Ясаков, Я.Л.Завируха, Я.В.Козлов, П.И.Соломенников и многих других).
Это- замечательные акварели и живописные работы. В этих работах мы можем увидеть, как старые, так и новые улицы, и дома Воткинска.
Они писали и пишут то, что их взволновало, стараясь уловить неуловимое в привычном, обыденном: живое движение воздуха, улыбку весеннего снега, игривость солнечного блика, прозрачность тени. Одной деталью передать настроение, отношение, состояние. Природа вдохновляла их, радовала, согревала в жизненные бури и неурядицы, давала силы выстоять, жить. К ней они всегда стремились, словно к чему-то родному и близкому, всегда понимающему, всегда дарящему и открывающему простые тайны бытия.
Художники часто находили вдохновение во временах года. Поэтому в творчестве многих воткинских художников можно увидеть осенние, зимние, летние пейзажи. Некоторые стремились изобразить на картинах гармонию человека и природы. Другие восторгались архитектурным обликом улиц Воткинска.
Создавая полотно, художникам удавалось передать всю прелесть момента и красоту изображенного места, изменения природы и т.д.
Вглядываясь в картины понимаешь, что время остановилось, хочется смотреть и смотреть на произведения, окунаясь в то или иное настроение каждой картины, любоваться и радоваться тому что эти моменты успели запечатлеть на память.
Петр Иванович Соломенников в своих картинах воссоздал давно ушедшие времена, быт Воткиснкого завода. Этот художник стремился в своих картинах к точности и достоверности изображенного, используя документальный материал и воспоминания старожилов.
Совершенно особый язык был в четких, документально точных рисунках пером Василия Башегурова. Они черно-белые, но этими скупыми средствами автор передавал всю неисчерпаемую красоту окружающего мира.
Даже сами названия работ воткинских художников воссоздают необыкновенный местный колорит и отпечатки истории города: «Улица Господская», «Весной в Конанке» и т.д. В отличие от художников, придерживающихся классических традиций, некоторые авторы работают в более свободной манере. Например фантазийные картины Я.В.Козлова: «Улица, которой нет»…
Воткинск в работах художников, явление постоянно возникающее и интересное. Пишут его не только местные, но и заезжие художники.
Используемые материалы: «Художники родины П.И.Чайковского», г.Воткинск, 2006г.