Коллекция народных кукол, представленная на нашей выставке была приобретена для фондов музея в 2014 году, автор Е. Имайкина занимается изучением и изготовлением традиционной народной куклы с 2002 г. В собрании представлены народные куклы, характерные для разных регионов России. Благодаря этой «кукольной компании» мы можем составить для себя своеобразную «кукольную карту» нашей страны. Куклы, представленные в коллекции, выполнены в соответствии с народными традициями их изготовления, а вернее творения. Каждая кукла - итог совместного СОтворчества мамы и дочки, бабушки и внучки…
А сейчас немного из истории наших героинь…
Кукла известна с глубокой древности, но она всегда остается вечно юной. Она вне времени и вне географического пространства. В куклы играли всегда и везде. Пра-пра-пра-бабушку куклы можно встретить даже в пещере древнего человека. И всегда она была гораздо больше, чем игрушка, она была помощницей, советчицей и даже защитницей.
Так было повсюду, так было и в Воткинске, который с1828 года стал центром Камско-Воткинского горного округа. Исторически так сложилось, что на территории округа жили выходцы из разных уголков Необъятной России – матушки: архангелогородцы и вологжане, новогородцы, вятчане, туляки, уроженцы Пензенской губернии и Нижегородского края, мастеровые с Гороблагодатских заводов. А потому традиции и обычаи нашей земли самые разные, удивительные, как и куклы, которые приехали со своими хозяйками из разных уголков огромной страны.
Традиционная народная кукла связывает воедино прошлое, настоящее и будущее. Надаром, она так интересна людям всех возрастов.
Где можно было встретиться с нашей героиней? Куклу можно было купить на Воткинском базаре, что располагался в центре перед Благовещенским собором. Здесь глаз ребенка радовала яркая глиняная дымковская игрушка, особенно хороши были «обстоятельные барыни», вылепленные из глины. Как вспоминала жительница Воткинска К.К. Чебкасова (1912-2006): «Моей подруге однажды купили такую знатную барыню, да уж больно хороша была, играть жалко», - поэтому девочки решили повторить образ красавицы, изготовив ее самостоятельно с помощью подручных материалов: тряпочек, остатков ниточек, собранных с маминых шпулек, палочек, использовали паклю и даже деревянную стружку… «кукла может быть получилась не такой красивой, зато она была живая!».
И таких домашних рукодельниц, что интерпретировали покупной вариант куклы в более близкий, домашний, понятный было множество. взрослые поощряли эту самодеятельность, т.к. считалось, что чем больше и усерднее девочка играет, тем больше будет достаток в семье, будет благополучие. А если с куклами плохо обращается, играет небрежно – неприятностей не миновать. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой). Верили, что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки.
Кукол дарили в знак любви и дружбы. При этом считалось, что подарок, сделанный от чистого сердца, приносит счастье, а с затаенной неприязнью – накликает всяческие напасти и беду.