"Души прекрасные порывы"

"Шарнин В.М. Фотопортрет П.И. Соломенникова. 1990-е гг."

Пётр Иванович Соломенников (26.10.1929-17.01.1998) родился в деревне Новые Соломенники Воткинского района. С 1931 по 1941 гг. вместе с родителями жил в г. Ижевске. С детства отец всячески приучал мальчика любить природу. Всегда брал Петю с собой в лес – за грибами, за ягодами, затем на охоту. Когда не стало отца, мама с двумя сыновьями переехала в Воткинский район. Все мужские работы по хозяйству легли на его плечи.

С 1946 по 1948 гг. Пётр Соломенников учился в Воткинском ремесленном училище №2 по специальности модельщик по дереву. С 1948 по 1962 гг. работал на машиностроительном заводе в модельном цехе. Здесь пригодилось умение Петра обрабатывать дерево – делал модели для отливки деталей.

Осенью 1949 года в Доме культуры им. Ленина была организована изостудия. Пётр Соломенников записался в неё один из первых и успешно занимался, выделяясь среди других усидчивостью и работоспособностью. Учителем его был опытный художник Борис Григорьевич Жуков.

 С 1953 по 1956 годы  Пётр Соломенников учился при Центральном доме народного творчества им. Н.К. Крупской в Москве и окончил курс живописи и рисунка.  После того, как в 1954г. Жуков уехал, художники выбрали своим «вожаком» Петра Ивановича. Они часто выезжали на пленэр, устраивали выставки, коллективно писали натюрморты, портреты, помогали подрастающему поколению художников.

 В 1956 – 1959 годах Пётр Соломенников жил в Ижевске, работал в механическом институте и Доме техники машзавода художником-оформителем, а также учился в изостудии А. С. Новикова.

В начале 1960-х годов изостудию возглавил временно приехавший в Воткинск Пётр Васильевич Жарский – художник, окончивший ленинградский институт монументальной живописи. Его занятия были оживлёнными, он показывал много нового, помогал овладеть мастерством. Под его руководством молодые художники учились писать многофигурные композиции. Соломенников написал две большие сюжетно-тематические работы: «Сплавщики леса» и «Прачки», которые получили одобрение на выставках профессионалов.  После отъезда Жарского П.В. в  1967 году, работу студии возглавил Пётр Иванович Соломенников, она существовала уже официально при Доме культуры. Писали дружно и много. Большая часть студийцев работали на производстве художниками-оформителями. Петра Ивановича ценили как специалиста и в художественно-оформительских делах. Он был мастером своего дела, много работал сам и помогал другим. Он хорошо освоил столярное дело, изучал моделирование, на токарном станке вытачивал из дерева объемные предметы для музея-усадьбы П.И. Чайковского, выполнял работы по мозаике, настенным росписям, оформлял декорации для спектаклей народного театра. За большое мастерство художника-декоратора сцены был приглашён в г. Сарапул, где оформил несколько спектаклей и сплотил вокруг себя художников-любителей.

В 1967 году П.И. Соломенников с семьёй уехал жить в г. Каховку Херсонской области. Участвовал в областных и республиканских выставках на Украине. В 1974 году работал в детской изостудии при Доме пионеров в Каховке.

В 1977 году возвратился в Воткинск и стал руководить взрослой и детской изостудий в ДК «Юбилейный». Десять лет Пётр Иванович возглавлял этот творческий коллектив.  В этот период взрослой студии за достижения и успешную выставочную деятельность присвоили звание «Народная студия изобразительного искусства». Студия была средоточием творческой жизни города, его гордостью и настоящей культурной ценностью.

Позже, уже в 1980-е годы, Пётр Иванович работал в музее-усадьбе им. П.И. Чайковского художником в экспозиционном отделе.

Как истинный художник Пётр Иванович ежедневно стремился повышать знания, неустанно работал, участвовал во многих выставках городского, районного и всесоюзного значения.

Для искусства Петра Соломенникова характерны камерные формы пейзажа и натюрморта. Он работал в разных техниках, но ближе всего ему была акварель, позволяющая передавать самые тонкие оттенки человеческого чувства, решать сложные живописные задачи. В творчестве Соломенникова нет ни бурных чувств, ни ярких красок. Его искусство спокойное, созерцательное - в этом особый дар художника. В окружающем он искал прежде всего гармонию. Его пейзажи традиционны, правдивы и убедительны.

Наряду с пейзажами большое место в творчестве Петра Ивановича занимают натюрморты, позволяющие вглядываться в мир вещей, познавая красоту их формы и цвета. Излюбленный живописный мотив – букеты цветов, полевых и садовых. В одних его привлекают богатство цветосочетаний, изысканность форм, в других – неброская прелесть. Каждая его работа демонстрирует умение и мастерство, воспевает радость и красоту жизни.

Среди работ Петра Ивановича есть работы, выполненные в технике монотипии.

Монотипия – «Mono» - один и «Typus» - отпечаток. Это вид печатной графики. Техника эстампа монотипией заключается в нанесении красок от руки на идеально гладкую поверхность печатной формы с последующим печатанием. Полученный на бумаге оттиск всегда бывает единственным, уникальным.        

Монотипия один из удивительных видов изобразительного искусства, который дает возможность художнику поиска своего собственного изобразительного языка. Это импровизация на тему свободного пятна. Монотипию часто называют графической техникой, но некоторые дают ей серединное положение между живописью и графикой. В любой момент её можно назвать графической живописью или живописной графикой. Поэтому благодаря своей живописной подвижности, графической изысканности и деликатности монотипия привлекла внимание художника.

В собрании фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска» находится большая коллекция (83 работы) живописи, графики, акварелей и этюдов Петра Ивановича. Каждая из них уникальна и неповторима.