Полусапожки женские

Начало ХХ в., Россия, Вятская губерния, Сарапульский уезд, Воткинский завод.

Полусапожки из кожи коричневого цвета на шнурках, подошва кожаная, подбита гвоздиками, передала уроженка и жительница г.Воткинска Т.Ю. Загуляева, бывший работник Воткинского машиностроительного завода.

Обувь на каблуках воспринимается как неотъемлемая часть женского гардероба. Она делает походку более изящной, визуально удлиняет и стройнит ножки.

Когда же появились каблуки? Оказывается, их история насчитывает несколько тысячелетий. В середине XIX века для массового потребителя начинают работают обувные фабрики. Для них создаются новые швейные машины. Пошив обуви стали начинать с её проектирования. В результате многочисленных обмеров стопы, была разработана система конструирования верха обуви. Появляются кожаные ботиночки. Форма обуви становится более жесткой, появляется шнуровка и застежки.

И, конечно, каблуки были не только показателем привилегированного положения (эта обувь не подходила ни для бега, ни для физической работы), но и в буквальном смысле позволяла своим обладателям смотреть на простой люд сверху вниз. Шнуровка почти от носка до верха обуви напоминает о корсетах, что создает дополнительную иллюзию тонких щиколоток и добавляет образу романтичности.

Женщины Воткинского завода из состоятельных семей могли позволить себе заказывать обувь по каталогам у местных лавочников. Выделка кожи и производство обуви — одна из первых сфер индустрии Сарапула.

По сведениям писателя-краеведа Н.Н. Блинова, в шестидесятых годах   XIX века сшитой обуви не хватало, «в ожидании, пока поспеет товар, покупатели жили в городе по неделе».  Для улучшения качества обуви сарапульские промышленники старались внедрять новые технологии. В 1904 году в Сарапуле была открыта «Механическая фабрика работы сапог и ботинок».

В конце XIX века в городе работали более трёх десятков заводов по выделке кожи, а их продукция украшала самые престижные зарубежные и российские выставки-ярмарки. Знаменитыми поставщиками сарапульской обуви были заводы Дедюхина, Михеева, Кривцовых, Пешехонова, Барабанщикова. Изделиями сарапульских мастеров пользовался царский двор.

Уникальные технологии позволяли создавать настоящие произведения искусства – удобную, долговечную и красивую обувь. Мастерство сарапульских обувщиков и кожевенников передавалось из поколения в поколение, ремесло оттачивалось и совершенствовалось, со временем став легендарным. К сожалению, традиции ручного производства обуви сейчас утрачены.