«Зимние забавы на Воткинском заводе»

Зима — это лучшее время для детских развлечений. Зимние забавы для детей сделают холодное время года веселым и незабываемым. Великая ценность каждого человека – здоровье. А спортивные развлечения –это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость.

Зимние забавы чаще всего относят к числу детских, однако в средневековой Европе, в которую уходят корни игры в снежки, катание на коньках, санях, лыжах, скорее были забавами для взрослых. Да и в России катание на коньках и санях описываемыми Толстым и Чеховым описываются как удовольствия для взрослых.

Самые известные зимние забавы на Воткинском заводе – катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, снежки, лепка из снега.

Катались на дровнях, катались на дощечках, катались на салазках и ладейках. Часто составляли из саней целые «санные поезда», устремляясь с кручины с хохотом и визгом.

Очень легкой и любимой забавой была игра в снежки. Как только выпадал первый и пушистый снег, дети с радостью лепили снежные шарики.

В 1915г. состоялся традиционный праздник русской зимы. На многих улицах устраивались ледяные горки и ледяные желоба для катания на лотках. На улице Пивоваровой (ныне Володарского) делалась громадная катушка. Санки-кованки неслись с нее со скоростью более чем 60 км в час.

С 7 декабря начинались катания на санях и санках. По традиции «открыть сезон» должны обязательно новобрачные.

В Воткинске катание на санях было любимым времяпрепровождением в зимнее время года. Предлагаем вашему вниманию фрагмент книги Степанова В.М. Вспомним... (Открытая книга), Ижевск, 2009.

Его воспоминания относятся к 30-40-м годам прошлого ХХ века.

"В моем доме имеются санки-кованки, на которых мы катаемся с нашей в I квартале улицы (ул. Володарского - Пивоварова). Полозья санок изготовлены из кованого железа, разводья полозьев широкие, посадочная площадка узкая, обитая железным сукном с медными заклепками, на нее может сесть 3 человека, поставив ноги на полозья и никому не мешать. Впереди кованок высокий облучок, на него обычно садится направляющий с коньками на валенках. Он управляет движением кованок. Полозья сзади выходят за пределы посадочной скамеечки для того, чтобы на них мог стоять разгоняющий. Всего экипаж - 5 человек, но мы малышня, катаемся по трое только на скамеечке. Дальность проезда невелика (длина горки), кованки целиком из кованых брусков - тяжелые. После 3-4 скитаний у компании пропадает желание тащить их снова на горку. То ли дело - катание в зимние каникулы у брата и его друзей! У них экипаж полный, на разгон они уходят за 6 кварталов...Компания усаживается. Направляющий ведет коньками санки строго по пешеходной дорожке (чтоб не залететь в сугроб), разгоняющий долго бежит за санками до надежного разгона. Пассажиры - 3 человека... кричат, чтобы предупредить прохожих... о мчащемся экипаже. Скорость огромная, но на наше счастье, транспорта в городе практически нет, гужевой транспорт сам по воле лошади, пропускает нас, и наш экипаж вылетает на лед пруда почти до середины. Зная о таких катаниях, взрослые всегда прорубали зимой проруби для набора воды и полоскания белья в стороне от продолжения улицы (где-то между кварталами). Для всех хватало одной поездки, т.к. на второй заход надо было тащить санки далеко..., но удовольствие было огромное..."

Используемая литература: «Воткинск. Летопись событий и фактов», 1985г.;

Вспомним... (Открытая книга), Ижевск, 2009.