«Город в городе», -

именно так говорили и до сих пор говорят про Воткинский завод, который является градообразующим предприятием города. Не много найдется в России предприятий, которые возникли во времена Елизаветы Петровны – дочери величайшего реформатора России Петра I, пережили все перепетиии и катаклизмы ХIХ и ХХ веков и уверенно смотрят в будущее. Так уж сложилось, что история Воткинска, как и любого уральского города-завода, тесно связана с историей его крупнейшего предприятия – АО «Воткинский завод», который в 2019 году  отметит юбилей – 260-летие выпуска первой продукции.

В истории Воткинска тесно переплелись историческое время и историческое пространство, понять их – значит познать безмерную глубину всех процессов многогранной жизни.

История Воткинска, тесно связана с историей завода, она уходит своими корнями в ХVIII век. В 1757 году владелец Гороблагодатских заводов граф П.И.Шувалов получил разрешение на строительство нового железоделательного завода на реке Вотка. «…Оный Воткинский железный завод повелено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу государственной Берг-коллегии… 1757 года октября 20 дня…». Спустя два года, 21 сентября 1759 года, на заводе были пущены в действие два кричных молота - это событие стало отправной точкой для истории Воткинска. Завод начинался с плотины, длина её составляла почти 382 сажени, а качество исполнения высоко оценил академик И.Герман, один из лучших знатоков горнозаводского дела, заметив, что по образцу ее «почти во всех, как в России, так и в Сибири находящихся заводах плотины одинаковым образом устаиваются». В результате строительства плотины образовался Воткинский пруд, общей площадью 22 кв. км – один из крупнейших на Урале и в Европе.

10 декабря 1813 года по Высочайшему указу императора Александра I, Воткинск был «сравнен с главными горными заводами», этот гордый статус он носил до 1861 года, когда после отмены крепостного права, «заводские горожане», стали именоваться сельскими обывателями. Строился уникальный город-завод по четко выверенному плану, как и все российские города, заложенные в ХVIII веке. Наиболее заметный след в истории архитектуры в Воткинске, оставил заводской зодчий В.Н. Петенкин, ученик известного архитектора А.Д.Захарова. С 1822 года он трудился в Воткинске, в 1836 году им был разработан Генеральный план застройки производственных помещений, комплекса казенной усадьбы горного начальника, рабочего поселка, обустроены места отдыха. С окончанием этих работ Воткинск превратился в один из лучших горных поселений Урала. 

Большую роль в истории города сыграли выдающиеся деятели науки и техники, работавшие на заводе. С 1813 г. Воткинский завод начал промышленное производство стали. Эту работу возглавил бывший крепостной крестьянин Семен Иванович Бадаев. Из бадаевской стали приготовляли зубила, резцы, слесарные и токарные инструменты. Производство собственной стали имело исключительно важное значение для внедрения пудлингования на заводе уже в 30—40 гг. ХIХ века.

 С именем И.П.Чайковского – начальника Камско-Воткинского горного округа (1837-1848г.г.) связано начало пароходостроения на заводе. Строительство пароходов зарождается на заводах, которые имели механические отделения и приобрели уже опыт в постройке непаровых судов, различных механизмов и паровых машин.

В начале 1845 г. начальник уральских заводов Глинка получил предписание из Министерства финансов, где говорилось, что Воткинскому заводу дан заказ на изготовление опытного железного парохода в 80 л. c. Екатеринбургская механическая фабрика должна была построить для этого парохода две паровые машины по 40 л. с. каждая. Строительство парохода трудно было разрешить усилиями одного предприятия. С первых шагов возникал вопрос о снабжении чугунными, железными и медными заготовками и изделиями. В предписании говорилось, что для успешного внедрения пароходостроительного дела, на Гороблагодатских заводах построить фабрику с шестью пудлинговыми, двумя сварочными и четырьмя запасными частями, двумя прокатными системами. Фабрика должна была 2/3 железа приготовлять для постройки пароходов. С этой же целью вводилось пудлингование на Артинском заводе Златоустовского округа. Екатеринбургской фабрике предписано было изготовить для Воткинского завода «два пресса для пробивки дыр на котельном железе, тисы, употребляемые при разрезке котельного железа, две винторезных машины...» и другое.

Невозможно представить создание паровых машин и пароходов без кадров, способных выполнить такие задачи. Не случайно, на Воткинском заводе  работали не только лучшие инженеры России, но и мастеровые завода всегда имели «наивысшее отличие». В главных городах нашей страны – Москве и Петербурге находятся изделия воткинских умельцев. Памятником искусства и мастерства стал шпиль Петропавловской крепости, породнивший северную столицу и Воткинск, он был изготовлен и собран руками мастеровых завода в 1858 году. Сергиевский, ныне Александровский мост, украшающий столицу нашей Родины – также пример высочайшего мастерства воткинских рабочих.

Перед  началом  Первой  мировой  войны основной  продукцией Воткинского  железоделательного  завода  были  паровозы,  суда,  мостовые  сооружения,  рельсовые  скрепления, мартеновская сталь, листовое и сортовое  железо, сельскохозяйственные машины и орудия. Суда Воткинского завода бороздили воды почти всех крупных рек и водоемов России.  В начале ХХ в. 90 % Камского флота составляли речные суда и баржи, изготовленные на Воткинском железоделательном заводе. С 1911г. Министерство торговли и промышленности решило частично обновить его оборудование.  Техническое  переоборудование  коснулось  в  первую  очередь  паровозостроительного цеха. На месте старого сгоревшего паровозостроительного цеха был создан новый цех, позволивший производить паровозы большей мощности и на более высоком техническом уровне. В справке Министерства торговли и промышленности о деятельности завода в 1911г. указывалось, что «качество и  срочность  исполнения  заказов  перестало вызывать  неудовольствие  заказчиков».  В 1913г. северный пристрой паровозного цеха оборудовали  приводами  и  приспособлениями,  давшими  возможность  сосредоточить сборку паровозов в одном помещении. Ранее сборка проводилась в 3 различных помещениях. В  1913г.  проводились  многочисленные технические и хозяйственные усовершенствования на казенном Воткинском заводе. В сталелитейном  цехе  расширили  формовочную мастерскую  для  стального  литья,  позволившую увеличить производительность цеха на 200000 пуд. обыкновенных слитков по сравнению с 1912г.

В судовом цехе Воткинского завода  ввели  разметку  шаблонов,  которая дала возможность увеличить производительность цеха и снизить стоимость производства корпусов пароходов и снарядов. Увеличение корпуса  котельного  цеха  пристроем  площадью 226 кв. саж. дало возможность сосредоточить сборку тендерных баков в одном здании. В новом помещении установили приводный воздушный  компрессор  типа  «Компаунд» и  аккумулятор  для  него,  пневматический инструмент  –  3  сверлильных  машинки  и  4 клепальных молота. Новое оборудование позволило увеличить производительность цеха, удешевить  и  улучшить  качество  изделий,  а также установить на рабочих местах пневматический  инструмент  вместо  «нарезки  дыр для связей и завертки их вручную». В чугунолитейном цехе завода предприняли меры по уменьшению издержек производства и улучшению качества отливок. В помещении цеха произвели капитальный ремонт. Для цеха приобрели новые станки: фрезерный зуборезный,  отличающийся  солидной  конструкцией и точностью работы, строгально-зуборезный, станок для резки мелкосортного железа, револьверный автомат для производства мелких деталей из пруткового материала с приспособлением для нарезания резьбы. С  приобретением  последнего  станка  у  цеха появилась  возможность  избегать  массового изготовления  мелких  машинных  деталей  на самоточках. Обновили цеховой инструмент и дополнили новыми комплектами калибров и шаблонов на сумму 8000р., усилили и обновили  существующие  подъемные  средства. В  цехе  было  организовано  жестяночноникелированное  производство  для  изготовления паровозных и пароходных фонарей и других предметов.

За счет засыпки реки Митюковки и болота, находящихся вблизи мостового цеха, увеличили площадь для сборки мостов на 2000 кв.  саж.,  оборудовав  ее  новыми  железнодорожными путями длиной около 250 саж. В помещении цеха установили новый электромотор  мощностью  100  л.с.,  электрический передвижной  8-тонный  кран.  Все  эти  меры дали  возможность  принимать  заказы  «на формы  наиболее  встречающихся  в  России пролетов мостов»(75 саж.). В сортопрокатном цехе усовершенствовали правку железа холодным способом и калибровку углового железа, что позволило получать прокат без заусениц и не обрабатывать на обрезном станке, при этом число рабочих сократилось на 40 человек. В 1913г. закончили перестановку станков и  укладку  рельсовых  узкоколейных  путей для следования сырого материала и полуфабрикатов  в  порядке  переделов  в  кузнечном цехе Воткинского завода.

Работниками цеха были спроектированы и изготовлены новые штампы для приготовления фасонных листов к паровозным котлам. В  земледельческом  цехе  усовершенствование конструкций и технологии сборки земледельческих машин и орудий вызвало значительное увеличение их сбыта. Техническому  бюро  Воткинского  завода удалось ускорить выпуск заказов в цехах, начав применять систему групповых заказов по «спискам  с  указанием  сроков  изготовления деталей отдельными цехами»

Война потребовала колоссальных объемов перевозок,  особенно  на  железнодорожном транспорте.  Россия  испытывала  большой недостаток  паровозов  и  вагонов,  поэтому Воткинский  завод  продолжал  изготовление паровозов. В паровозном цехе широко стали использовать  пневматический  инструмент –  пневмосверлилки  и  пневмомолотки,  для повышения производительности. Для сверления паровозных рам был установлен двойной горизонтально-сверлильный станок, при этом  повысилась  точность  и  качество  отверстий. Установка  специальной  печи  для  разогрева  композиций при заливке подшипников скольжения позволила значительно ускорить и удешевить  работы.  Изготовление  новых  форм  для отливки колец металлических сальников  дало большую экономию материала, так как не требовало механической обработки. 23 ноября 1915 г. в связи с увеличением  выпуска  3-х  дюймовых  снарядов  заведующим  снарядного  цеха  Воткинского  завода Р.Ф.Зенцино был выдан заказ Технической конторе «Русскометалл» на поставку заводу 10  винторезно-токарных  станков  американского завода «Цинцинати»

Революционные события 1917 года во многом изменили как судьбу города и его жителей. В период Гражданской войны население Воткинска (по разным оценкам), уменьшилось в два раза. Жизнь расставила по разные стороны баррикад некогда единые, многочисленные и дружные семьи. Многие из воткинцев навсегда покинули Родину в составе добровольческих подразделений Воткинской Народной армии, бойцы которой сражались с войсками Красной Армии и составе армии адмирала Колчака. В ноябре 1922 завод был законсервирован, и лишь спустя 3 года, 9 сентября 1925 года был вновь «пущен в действие», это и стало вторым днем рождения города-завода. Миновав тяжелый период консервации, Воткинский завод вновь становится одним из флагманов отечественной индустрии: экскаваторы, драги для золотодобывающей промышленности, пушки. 

В годы Великой Отечественной войны на защиту Родины встал каждый четвертый воткинец. По инициативе комсомольцев завода в октябре 1942 был сформирован Артдивизион имени Комсомола Удмуртии, прошедший с боями от Сталинграда до Праги. Уникальные традиции ракетного производства, от «Темпа – 2С» и «Пионера» до «Тополя», «Булавы», «Искандера» заложенные на заводе дважды Героем Социалистического Труда Садовниковым В.Г., Героем Социалистического Труда Никитиным Б.Г. сохранены и продолжены.

В Музее истории и культуры г. Воткинска за годы его существования сформировалась уникальная коллекция фотографий, отражающая историю развития заводского производства с конца ХIХ до 30-х годов ХХ века.  Предлагаем вашему вниманию некоторые из них, до настоящей публикации эти фотографии не были введены в научный оборот, поэтому  изучение каждой из них – это тема отдельного научного исследования.

В экспозиции музея представлен уникальный макет, изготовленный воткинскими мастерами для  демонстрации на Всероссийской художественно-промышленная выставке 1896 года в Нижнем Новгороде. Она проходила с 28 мая (9 июня) по 1 (13) октября 1896 года в Нижнем Новгороде, в районе Кунавино. К открытию выставки в Нижнем Новгороде  на заводе был подготовлен детальный макет,  ставший уникальным экспонатом в выставочном павильоне завода. Макет уникален тем, что здесь с документальной точностью зафиксированы все производственные помещения завода, а также их размещение относительно друг друга. Сохранились даже надписи на цехах, выполненные на печатной машинке. Невзирая на все политические и экономические катаклизмы I четверти ХХ века, макет сохранился. В настоящее время он представлен в  постоянной экспозиции  «Воткинск-город-завод» Музея истории и культуры г. Воткинска.

 

А.Карпеева – зав. научно-просветительским отделом

МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

При подготовке материала использована статья С.А.Липиной «Воткинский железоделательный завод: к вопросу о технической реконструкции накануне и в годы Первой мировой войны», Вестник Челябинского госуниверситета, 2011, №22