Выдающиеся деятели ХVIII века в истории Воткинска

Мой город… Как часто произносим мы эту фразу, не  задумываясь, что в ней кроется глубинный смысл. Каждый из нас воспринимает родной, да и любой другой, город по-своему. В конце ХVШ века Н.М.Карамзин в своих «Письмах русского путешественника» очень точно отметил: «Один видит в нем приятности для взора, другой – статистические сведения, а третий живет в нем и тем создает его».

Понять свой город – это в первую очередь узнать его историю, постичь его необыкновенную судьбу, с которой связаны жизни многих поколений.

История Воткинска уходит своими корнями в ХVШ век, когда  владелец Гороблагодатских заводов граф П.И.Шувалов получил разрешение на строительство нового железоделательного завода на реке Вотке.

«…Оный Воткинский железный завод повелено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу государственной Берг-коллегии…октября 20 дня…», - так звучит один из первых документов рождения города, который ныне хранится в Центральном Государственном Архиве Древних Актов в Москве. Спустя два года с момента закладки, завод дал стране свою первую продукцию – кричное железо.

Не много найдется в России предприятий, которые возникли во времена Елизаветы Петровны – дочери величайшего реформатора России Петра I, пережили все перепетиии и катаклизмы ХIХ и ХХ веков и уверенно смотрят в будущее. Так уж сложилось, что история Воткинска, как и любого уральского города-завода, тесно связана с историей его крупнейшего предприятия – ОАО «Воткинский завод», который в 2009 году  отметил юбилей – 250-летие выпуска первой продукции.

Четверть тысячелетняя история! Увлекательнейший роман, полный ярких событий, многие из которых вышли за рамки городских и касались не только российской истории, но и мировой. Достаточно назвать только одно имя, которое стало синонимом Воткинска - П.И.Чайковский, который здесь  родился, и этим внес небольшой приуральский город  в ряд уникальных мест на планете.   Не случайно, в 2003 году Воткинск получил статус исторического города и включен в реестр 100 малых исторических городов России.

В истории Воткинска тесно переплелись историческое время и историческое пространство, понять их – значит познать безмерную глубину всех процессов многогранной жизни. Очень многое в судьбе города зависит от «пассионарного заряда» (определение историка Л.Н. Гумилева), который заложен на начальном этапе его истории.  И такой  «заряд» на момент рождения Воткинска был очень мощным. Источником этой позитивной созидательной энергии были две исторические личности - граф Петр Иванович Шувалов и святитель Димитрий Ростовский.

Несколько лет назад мне довелось познакомиться с интересными мемуарами о жизни старого Воткинска, которые были написаны «для внутреннего употребления», для членов семьи коренных воткинских жителей, Аркадием Федоровичем Антоновым (1903-1992 гг.). Он долгие годы вел дневник, первые, фрагментарные, отрывочные записи в котором были сделаны еще его отцом Федором Терентьевичем Антоновым  в 1895 году. Наряду с семейной хроникой,  дневник содержал сведения о жизни Воткинска к. ХIХ н. ХХ веков. Среди них различные любопытные факты из истории России, выдающихся исторических личностей. В дневнике было пять упоминаний графа П. И. Шувалова, причем везде было написано не иначе, как «наш граф». В данном контексте не было и тени панибратства, а только уважение к этой личности человека основавшего завод. Причем его имя не было вымарано,  даже если записи были датированы 30-40 гг. ХХ в., когда графский титул Шувалова, мог оказать дурную услугу авторам дневника. Граф для представителей этой воткинской рабочей династии оставался «своим», хотя, если обратиться к историческим  датам, он владел заводом очень недолгое время – с 1757 г. (начало строительства завода) – до  1762 г., момента своей кончины.

15 ноября 1763 г. Екатерина II  подписала Указ о передаче Воткинского завода в казну, т.е. фактически «шуваловскими» завод был 6 лет. Но в памяти народа, этот факт остался, как весьма значительный. Недаром русский  историк ХVIII в.  князь  М.М. Щербатов отмечал: «Шувалов был человек умный, быстрый, честолюбивый».

П.И.Шувалов вошел в историю Воткинска и как его первый благотворитель. Эта сторона его деятельности известна гораздо меньше. Вскоре после пуска Воткинского завода управитель завода Алексей Степанович Москвин в прошении от 16 декабря 1759 г. просил Преосвященнейшего епископа Казанского Гавриила благословить сооружение в Воткинском заводе деревянной церкви во имя вновь прославленного чудотворца святителя Димитрия Ростовского. Разрешение и благословление не замедлило последовать, по храмозданной грамоте от 19 декабря 1759 г. в заводе начали строить первую деревянную церковь. Тогда же был определен и первый воткинский священник, которым стал иерей Василий Содальский (В.Ф.Бердников. Воткинский завод в первые десятилетия (1759-1800) своего существования. Исторический очерк.)

Вновь построенная церковь была освящена по указу Казанской духовной консистории и благословению его Преосвященства 5 октября 1760 г. во имя св. Димитрия Ростовского, в день обретения его мощей в 1752 г..

Храм имел все необходимое для богослужения. П.И.Шувалов не поскупился на его украшения: был построен иконостас, написаны иконы, насколько тогда было возможно, церковь украсили «благолепно». (В.Ф.Бердников. Воткинский завод…)

Воткинский священник А.Чернышев спустя столетие перечислял дары графа: «Святое Евангелие, обложенное зеленым бархатом, с серебропозлащенными клеймами, животворящий серебряный крест с изваянием распятого Спасителя и серебряный, внутри позлащенный потир с дискосом, звездицею, лжицею и двумя тарелочками, все с клеймами 1760 года», образ Вседержителя и икона Владимирской Божьей Матери.

По всей вероятности, тогда же в храм прибыла икона святителя Димитрия Ростовского, которая сейчас находится в Благовещенском соборе Воткинска.  Как считают эксперты – искусствоведы, изучавшие древний образ, дата его написания – II пол., к. ХVIII в, т.е. по времени, это один из наиболее ранних образов святого, как считают специалисты, во многом это изображение носит черты, характерные для Димитрия Ростовского при жизни.

Это была одна из первых Димитровских церквей в России. Граф П.И.Шувалов не случайно «отдал предпочтение» именно этому святому, личность которого столь многогранна, что в свое время современники называли его «Златоустом Российской словесности».

«Словарь исторический о  русских святых», изданный в 1862 г. приводит краткую биографию Димитрия Ростовского.

Он родился близ Киева в декабре 1651 г. в семье полкового сотника. Его «мирское имя » Даниил Савич Туптало, в возрасте 11 лет родители отправили его  для обучения в Киевское братское училище (ныне Киевская духовная академия). Благодаря усердию, природным способностям, ученик с успехом постигал науки, в совершенстве изучив те приемы и обороты речи, которые невольно поражали потом слушателей.  На восемнадцатом году жизни Даниил был пострижен в монашество в Киевской Кирилловской обители и наречен Димитрием. Впоследствии был игуменом в нескольких монастырях на Украине. В 1701 году был призван в Москву Петром I, ему был пожалован сан митрополита Тобольского и Сибирского. Но из-за слабого здоровья он не смог выполнить возложенную на него миссию, и с 1702 г. возглавил Ростовскую и Ярославскую митрополию, во главе которой и состоял вплоть до своей смерти, которая последовала 28 октября  (ст. ст.) 1709 г..

Для надгробия знаменитого писателя и деятеля русской православной церкви, митрополита Ростовского, М.В.Ломоносов составляет надпись:

«Всемогущий и непостижимый Бог чудными искони делами явил святую Свою великую славу  в дни наши, Новыми чудотворениями в России просиявшего, здесь почивающего святого мужа, преосвященного митрополита Димитрия Ростовского и Ярославского, отдавшего Божие Богу: верою, кротостью, воздержанием, учением, трудолюбием…»

Почитание святителя началось сразу же после его кончины. 

В 21 сентября 1752 г., были обнаружены его нетленные мощи,  спустя 5 лет, 22 апреля 1757 г., после всестороннего изучения всех обстоятельств, Синод русской православной церкви издал указ, по которому мощи Димитрия Ростовского были признаны нетленными. Тогда же были установлены дни празднования святителю: 21 сентября (4 октября) – день обретения мощей, 28 октября (10 ноября) – день преставления. Таким образом Димитрий Ростовский стал первым святым, канонизированным в синодальный период истории русской церкви, и единственным подвижником, прославленным к общерусскому почитанию в ХVIII в..

Димитрий Ростовский был просветитель, писатель, автор драматических мистерий, самая известная из которых «Рождественская», в 1980-е г. вошла в репертуар российских театров как «Ростовское действо», композитор.

Не менее интересны его «Поучительные слова», где он простым и необычайно образным языком рассказывает о человеческих пороках.

Отдельно хотелось бы сказать о его великом произведении – это  «Четьи Минеи или Жития святых»  в 12 томах. Собирать, критически править и издавать их он начал в 1684 г. в Киево-Печерской лавре. За их основу были взяты «Четьи Минеи» митрополита Макария, написанные еще в ХVI в.. Завершен этот титанический труд был в 1705 г.. Практически сразу, эта книга стала настольной у всей читающей России.

Произведения Димитрия Ростовского высоко ценили А.С.Пушкин, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, указывая  на несомненные достоинства авторского стиля.  И.С.Тургенев, сказал однажды о произведениях святителя «Кто из нас не читал его творений и не умилялся теплым чувством, с которым они написаны?»

«Четьи Минеи» были признаны старообрядцами России, их можно было впоследствии, с незначительными изменениями, встретить во многих старообрядческих семьях Вятской губернии, к которой относился с 1780 г. Воткинский завод.

Если говорить о пастырских заслугах Димитрия Ростовского, то следует упомянуть неустанное попечение о нищих и убогих, которым он постоянно помогал из собственных средств, он заботился и о просвещении юношества, благодаря его трудам, в Ростове, была учреждена семинария, где уровень преподавания был одним из самых высоких в России.

А в Воткинске, где стояла церковь его имени, в обязанности священников входили, кроме богослужений и треб, «над богадельней надзирать…в седмице раза по два, смотря: не имеют ли в чем нужды, все ли у них порядочно, увещевать немирных и неспокойных, понужая могущих ходить к пению церковному, сказывать им слово Божие и толковать о вечном, что будет за добродетели и грехи – каждому по достоинству воздаяние; болезнующих исповедать и причащать святых таинств колико потребно, не требуя от оных никакого воздаяния».

Краевед Э.И.Гаевский, работая в архивах, сумел разыскать имена первых священников Димитровской  церкви в Воткинске, которые были, по выражению священника А.Чернышева « теми «светочами православия» на долю которых выпадал и голод, и холод, и даже смерть во времена пугачевского нашествия»: Василий Петрович Миславский, Симеон Курбатов Михаил Содальский. диаконы Петр Иванов и Иоанн Васнев, пономарь Иван Иванов.

Интересен и тот факт, что на карте Вятского наместничества (с 12 декабря 1796 г. – Вятская губерния), в 1780 г. Воткинск называется «Дмитровское».

Чуть ранее, 6 апреля 1761 г. Указом императрицы Екатерины II, в честь митрополита Ростовского была названа крепость, которая поначалу называлась «крепость Димитрия Ростовского», затем «Ростовская крепость», «Ростов», а затем, после получения статуса города – Ростов-на-Дону. (указ Александра I от 17 августа 1807 г.).

Воткинский  краевед В.Ф.Бердников в начале ХХ в. указывает, что день св. Димитрия Ростовского был для Воткинска в ХIХ в. большим праздником. «Он работник был, за людей болел,  как же его не вспомнить батюшку», - так говорила о св. Димитрии Ростовском, коренная Воткинская жительница Алевтина Ильинична  Гребенкина (1911-2005 гг.).

И, наверное, опять не случайно, за всю историю Воткинска, в нем всегда жили талантливые, неординарные яркие личности: если это были рабочие, мастера - виртуозы в своем деле, если художники, то тонкие лирики, если поэты, то яркие и неожиданные…

В народе говорят: «что ни город, то норов», эта пословица вполне подходит и к Воткинску с его своеобразной культурой, особенным укладом жизни. Здесь не просто стать «своим», нужно показать что ты, кто ты …нужно быть достойным тех сильных личностей, которые стояли у его истоков – П.И.Шувалова и нашего небесного покровителя Димитрия Ростовского.

Список литературы и источников

 

Воткинский завод. Вчера, сегодня, всегда. Воткинск, 2009.

Воткинск. Документы и материалы. 1758-1998. Ижевск 1999.

         В.Ф.Бердников. Воткинский завод в первые десятилетия (1759-1800) своего существования. Исторический очерк. Опубликовано в сб.: Воткинская мозаика, ч. I, Воткинск. 2003.

         Дневник А.Ф.Антонова, хранится в семейном архиве потомков А.Ф.Антонова.

         124-НВ. Архив МУК ВМИК. Подшивка материалов по истории  Воткинска и завода,

        

        

Научный сотрудник

 МБУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

Карпеева Алла Павловна