Связь времен и поколений

Музей истории и культуры г. Воткинска давно и плодотворно сотрудничает с нашими коллегами «по культурному цеху» - библиотекарями. Кто если не библиотекарь введет ребенка, да и взрослого в чудесный мир Литературы? Кто если не библиотекарь, расскажет, поможет, школьнику, как быть своим в чудесном мире Его Величества Книги? Именно в библиотеке формируется особый тип человека – «ЧЕЛОВЕК ЧИТАЮЩИЙ, ПОНИМАЮЩИЙ, ДУМАЮЩИЙ». И нам сотрудникам музея очень интересно работать с ребятишками, которые уже побывали в библиотеке, они многое знают, и что самое главное, хотят знать больше!

В преддверии 70-летия Великой Победы Музей истории и культуры г. Воткинска и филиал МБУ «Централизованная библиотечная система г. Воткинска» детская библиотека – филиал № 5 подготовили ряд совместных мероприятий, посвященных самой святой дате в истории нашей Родины.

24 апреля во время проведения Всероссийской акции «Библионочь -2015», в филиале № 5 для учеников школы №1, участков акции и постоянных читателей, сотрудниками музея было подготовлено интерактивное занятие «Защитники Брестской крепости – наши земляки», где был представлен материал о наших земляках – уроженцах Удмуртии и Воткинского района – участниках обороны легендарной крепости. Наряду с материалами музея, дети познакомились и с творчеством писателя Сергея Сергеевича Смирнова (1915—1976) — русского советского писателя, историка, радио- и телеведущего, общественного деятеля. Именно он многое сделал для восстановления доброго имени солдат, попавших в годы войны в плен и позднее за это осуждённых в СССР. Рассказал о героях Брестской крепости, эта встреча состоялась в год 100-летнего юбилея писателя.

В этом году исполняется 80 лет и другому замечательному писателю – Альберту Анатольевичу Лиханову. Его родина – город Киров, именно здесь 13 сентября 1935 года он родился. По-сути он наш земляк, т.к. в прошлом Воткинск относился к Вятской губернии, а затем к Кировскому краю (1934-1937).

Ему и посвятили работники библиотеки-филиала №5 г. Воткинска «Уроки духовности и патриотизма в «Военной школе Альберта Лиханова»

«1418 дней и ночей шла Великая отечественная Война. Вся страна поднялась на борьбу с врагом, даже малыши, которых « звала Родина-Мать». Одним из этих детей войны был, будущий писатель – Альберт Анатольевич Лиханов. Вместе с миллионами своих сверстников, за четыре страшных военных года, он, рано повзрослевший - претерпевший тяготы и лишения военного тылового детства, преодолевший свои страхи, познавший цену дружбы, научившийся различать добро и зло, правду и ложь, брать ответственность за сделанный выбор и всё, что можешь, до конца, делать для Победы - прошагал путь от шестилетнего ребёнка до, во многом мудрого, маленького с большой душой человека. А позже, став писателем, рассказал обо всём этом в своих книгах». Этими словами, сказанными на линейке 16 и 22 июня, начались занятия в «Военной школе Альберта Лиханова» в библиотеке-филиале №5 (ул. Королёва, 32).

Прозвенел потёртый временем старый звонок-колокольчик и…

1-й урок в Расписании занятий – АРИФМЕТИКА заставила 2-ой и 5-й отряды летнего лагеря школы №1 задуматься над историческими фактами о Великой Отечественной войне. Учащимся было предложено пять задач, в том числе и краеведческой тематики. Например: «В скольки километрах от Москвы проходила линия фронта, где был остановлен враг, если это расстояние в 4 раза меньше, чем расстояние от Воткинска до Ижевска, равное 60 километрам?» Ученики, вызванные к импровизированной «классной доске», решали все необходимые действия и вместе с «товарищами по классу» дали абсолютно правильные ответы.

2-й урок в Расписании занятий - РУССКОГО ЯЗЫКА перенёс присутствующих в школу военной поры. Вокруг настоящей керосиновой лампы – группа детей. Перед ними – чернильница - непроливайка, абсолютно такая, какие были у прабабушек и прадедушек, предоставленная из фондов Музея истории и культуры г. Воткинска, и чудом сохранившиеся в семьях наших взрослых читателей – перьевые ручки и с большим трудом найденные нами – подлинно фиолетовые чернила. Кто-то из ребят, не без усилий, учился просто правильно держать эти забытые, а им и вовсе незнакомые, инструменты письма. Но, под руководством «учителя», диктант на полях старых газет был написан на «хорошо» и «отлично». После чего, немного перемазавшись чернилами, за упражнение с энтузиазмом принялась следующая партия учащихся.

3-й урок в Расписании занятий – РУЧНОЙ ТРУД  сформировал из учеников «Школы» две бригады, занявшиеся очень важными делами. Одна из них с увлечением приступила к изготовлению игрушки детворы военного времени – «куклы-дразнилки». Пособием им служила книга жительницы нашего города Аиды Алексеевны Миролюбовой «Жила-была девочка…» Вторая часть ребят оформляла гирлянду из еловых ветвей с Георгиевской лентой для возложения её на памятном месте - Нагорном Кладбище.

4-й урок в Расписании занятий – РОДНОЙ РЕЧИ притихшие школьники слушали и сами читали вслух один из самых пронзительных отрывков повести Альберта Лиханова «Деревянные кони» - о создании обелиска погибшим односельчанам – 64-м из 70-ти ушедших на фронт – Васильевым из деревни Васильевка. Выданные ребятам библиотекарем в качестве домашнего задания книжные закладки со списками книг писателя о военном детстве: «Крутые горы», «Магазин ненаглядных пособий», «Музыка», «Кикимора», «Детская библиотека» и другими, были свернуты ими в «фронтовые треугольники» с логотипами «70 лет Победы», «2015 – Год литературы» и VI Международной акции «Читаем книги о войне», участником которой является библиотека.

5-й урок в Расписании занятий – УРОК ПАМЯТИ начался в библиотеке. Часть школьников, проведших исследования в своих семьях, с портретами погибших на полях сражений родственников, рассказала всем о их подвигах, отваге и мужестве. Дети с гордостью вписывали имена своих прадедов на нарисованном макете памятника.

Надо было видеть, как потянулись руки ребят к открытой «учителем» мемориальной «Книге Памяти»! Передавая её друг другу, они надеялись отыскать хоть какую-то весточку о судьбе родных. Мы думаем, что начавшись с этого первого шага, заставившего их сердца биться в унисон с сердцами предков, поиски обязательно будут продолжаться в будущем!

В память павших за Отечество, отдавших жизни за нас, за наше мирное небо, прошла Минута молчания. После, дети в своих высказываниях, старались передать чувства благодарности всем, приближавшим Великую Победу. Бабушки и дедушки этих ребят рассказывали, как их родители в военном Воткинске помогали взрослым ковать Победу в тылу. Инициативная группа показала инсценировку Переноска раненых» - по воспоминаниям сандружинницы – во время войны ученицы воткинской школы №17 – В.Ф.Паклиной.

Завершился УРОК ПАМЯТИ на Нагорном кладбище, святом месте - у Памятника умершим от ран в воткинских госпиталях. «Учитель» поведал детям о медработниках эвакогоспиталей №1126 и 3152 самоотверженно боровшихся за спасение поступавших в Воткинск с фронта эшелонами раненых бойцов. В память защитников Родины, навсегда оставшихся лежать в воткинской земле, дети возложили обвитую Георгиевской лентой гирлянду.

Ветерок уносил взволнованные детские голоса, читающие у обелиска стихи о войне, подвиге и Победе.

 

Мы уверены, что этот день в «Военной школе Альберта Лиханова» многому научил наших современных детей: любить нашу Родину, гордиться ею, положить в основу жизни законы чести и совести, благородства и доброты, которые выбирают для себя главные герои цикла книг писателя – «Русские мальчики». Хочется, чтобы эти книги, несущие заряд духовности и патриотизма, всё чаще становились предметом семейного чтения и обсуждения, а мы приобрели доброго, надёжного и друга – Альберта Анатольевича Лиханова. И эти ребятишки, посетившие «Военную школу», могут подтвердить слова писательницы Мариэтты Шагинян: «Библиотека - это не только книга. Это, прежде всего колоссальный концентрат спрессованного времени…»

Год Литературы продолжается, мы храним память о славных традициях защиты Отечества, а значит впереди у библиотеки и музея много творческих дел!

А.Карпеева – н/с музея истории и культуры, Е.Пастухова - библиотекарь

 

На фотоснимках происходящее запечатлела эксперт Архивного отдела Администрации г. Воткинска Ю.Р.Безумова.