Древности Воткинска

Воткинское городище. Подъемный материал собран 3.08.1964г. студенткой<br />
Пермского университета, исторический факультет, Тамарой Дерюшевой

Воткинское городище. Подъемный материал собран 3.08.1964г. студенткой Пермского университета, исторический факультет, Тамарой Дерюшевой

15 августа – в российском календаре праздников отмечен, как День археолога. Следует отметить, что археология – совершенно особенная наука, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Мы знаем удивительные памятники истории, ставшие известными человечеству благодаря археологам: гробница Тутанхамона, открытая в 1922 году египтологом Говардом Картером; древний город Помпеи; берестяные грамоты древнего Новгорода… и этот список можно продолжать до бесконечности.

Благодаря упорному труду археологов все народы земли «обретают свою забытую историю» (Ф.В.Бердников), обретаем такую историю и мы, жители Воткинска.

На территории Воткинска и Воткинского района есть немало памятников археологии, самые известные из них: Нивский могильник (расположен неподалеку от деревни Нива), Больше-Киварское селище (расположено у деревни Большая Кивара), Перевозинское городище (находится у села Перевозное). В самом Воткинске также есть уникальный памятник – Городище. В настоящее время оно расположено в черте города Воткинска, в районе завода радиотехнологического оснащения.

Место это издавна называлось в Воткинске Чертово Городище, расположено оно на правом обрывистом берегу р. Вотки, которая в свою очередь является притоком Сивы, впадающей в Каму. С одной стороны поселение примыкало к берегу реки, круто обрывающемуся вниз, с двух сторон подступы к поселку преграждались глубокими рвами, а с четвертой стороны были когда-то земляные валы с частоколами из заостренных вверху бревен и глубокие рвы. Подобное укрепление городища было необходимо для защиты от возможного нападения врага. Городище являлось достаточно крупным поселением для своего времени, по данным исследований оно возникло в III -V вв. н.э. Именно это время, как считают ученые, для прикамских племен было переломным и отмечено значительным сдвигами в хозяйстве и социальной организации. Добыча и обработка железа, которые в предшествующие периоды оставались еще весьма трудоемкими, были теперь настолько освоены, что железо стало основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, вытеснив почти все остальные виды сырья. Это имело решающее значение для подъема производительности труда. Возрастает продуктивность земледелия и скотоводства, поэтому большое родовое хозяйство, которое вели до этого, начинает распадаться, семьи обособились, стали вести свое отдельное хозяйство. Люди, жившие здесь, умели выращивать овес, рожь, ячмень. Мужчины занимались охотой и рыбной ловлей. Древние обитатели этого места умели делать глиняную посуду, фрагменты которой в большом количестве находили здесь еще в 60-е годы ХХ века.

Исследование Городища началось еще в ХIХ веке. В Казани в 1878 году при университете было создано общество археологии, истории и этнографии, развернувшее энергичную деятельность и объединившее вокруг себя не только ученых, но и многих любителей и собирателей древних предметов. Представители этого общества и проводили исследования на территории, Сарапульского уезда Вятской губернии, к которой относился и Воткинский завод.

В 1881 казанский археолог П.А.Пономарев провел раскопки на Воткинском городище, а затем в 1887-м годах это древнее поселение исследовал А.А.Спицын, который начинал свою научную работу, будучи учителем Вятской гимназии. В 1887 году он ведет свои раскопки, уже под эгидой Казанского университета.

В начале ХХ века изучал Городище врач-краевед Ф.В. Стрельцов, который делал замеры, собирал воспоминания старожилов об этом месте, впоследствии, по не точным данным, некоторые археологические находки, были переданы в Сарапульский Музей истории Среднего Прикамья, одним из организатором создания которого был также Ф.В. Стрельцов.

В 50-е годы ХХ века в Воткинск приезжали археологи из Пермского университета, которых интересовали находки литья, которые изображали диковинных зверей. Они представляют так называемый Пермский звериный стиль. В начале 60-х годов ХХ века, студентка Пермского университета, историк Тамара Алексеевна Дерюшева, впоследствии заведующая Воткинским краеведческим музеем (80е годы ХХ вв.), также занималась исследованием Городища.

Изучал это таинственное место и краевед города, основатель краеведческого музея В.Н.Ступишин. Археолог из Удмуртского государственного университета Т.И. Останина. В 1974 году здесь проводились исследования силами ученых УдГУ под руководством археолога Т.И.Останиной.

В 2007 году Администрация города обратилась к археологам из УдГУ с просьбой о проведении здесь полномасштабных археологических исследований.

9 июня 2008 года на Воткинском городище начались раскопки, руководила ими Вероника Беренц. Следует отметить, что большую помощь ученым оказали ребята из профессионального лицея № 15, члены городского поискового отряда «Память» (руководитель, учитель географии из Суслова Вера Владимировна) «вскрыли» слой почвы и стали специально изучать это место. Исследования этого уникального места проходило в рамках городской программы «Воткинскому городищу – новую жизнь».

Спустя год, в августе 2009 года общественность города, преподаватели истории, краеведы были приглашены на встречу в администрацию города, где были познакомлены с результатами предварительных исследований, осуществленные учеными Института истории и культуры народов Приуралья Удмуртского госуниверситета. Доктор исторических наук Л.Д.Макаров и старший научный сотрудник Н.Ф. Широбокова, представили вниманию собравшихся результаты раскопок. Найденные на территории Воткинского городища фрагменты хозяйственной утвари и бытовых предметов ученые исследовали и пришли в целом к выводу, что это древнее поселение относится к периоду мазунинской культуры (III-V вв. н.э.), тем самым, подтвердив правильность выводов своих коллег-ученых ХIХ века. Но исследования должны быть непременно продолжены, потому что не все специалисты согласны с тем, что поселение можно отнести к мазунинской культуре, возможно, здесь есть и более древний пласт «жизни», который необходимо еще исследовать.

А. Скачкова – н /с Музея истории и культуры г. Воткинска