В этот светлый праздник

В этот светлый праздник -

Праздник Рождества

Мы друг другу скажем

Теплые слова….

А.С. Хомяков

«Христос рождается, славите!» - несется во Вселенной, - «Христос с небес, встречайте!» - весь мир воспевает славу Творца. Ангельские силы и человеческий род – вместе прославляют Того, Чья любовь не имеет границ. И, наверное, поэтому Рождество Христово называют «Зимней Пасхой».

Каждый из нас старается провести этот день по-особенному: подарить добро и любовь близкому человеку, стать чуточку лучше, и, конечно, мы стараемся провести это день радостно. А как же отмечали Рождество в старом Воткинске?

В старом Воткинске, равно как и по всей России, конечно, сначала отмечали Рождество, а уж потом Новый год. И праздник Светлого Рождества, без сомнения, был более важным и значительным, чем Новый год.

Такая путаница, вводящая в заблуждение многих наших соотечественников, не говоря уже об иностранцах, произошла из-за перехода к новому календарю, которая случилась после революционных событий 1917 года, когда в стране все менялось стремительно – от политического строя, до строя календарного. В советской России был принят декрет о переходе с юлианского календаря на григорианский. Но русская православная церковь не приняла нововведений, и все праздники, естественно отмечаются по старому стилю, т.е. по юлианскому календарю. Вот и получилось, что мы, жители России сначала встречаем Новый год, а уже затем отмечаем Рождество. Воткинские «чебаки» 100 лет назад голову не ломали над этой календарно-философской проблемой, а проводили праздники «степенно», без излишеств.

Прежде всего, говоря о Рождестве в Воткинске, невозможно было представить его без пушистой красавицы елки, которую, как вспоминал известный русский советский писатель Евгений Андреевич Пермяк (1902-1982 г.г. Родился в Воткинском заводе) «приносил мужчина…(отец, дед, в общем, ХОЗЯИН). Он выбирал самую густую елку. До потолка и на аршин выше, чтобы было, что обрезать перед тем, как внести ее в дом,… а если нет елки – нет ничего… Золоченые орехи останутся на подоконнике. Пряники будут сохнуть в шкафу. Конфеты томиться в кульках… Это хуже, чем весна без ручьев и скворцов, хуже. Чем масленица без катушек и лето без сенокоса…». Зато дело женщины – мамы, бабушки, ребятишек – украсить лесную гостью. Делались, как вспоминали воткинские старожилы Болонкин А.А., Чебкасова К.К. самые разнообразные украшения – из бумаги клеились цепи и вырезали замысловатые фонарики, «золотили» орехи особой бумагой, которую называли «сусальным золотом», развешивали на елке фигурки птиц и зверей. Крепили проволокой шишки и грибочки, которые были сделаны из папье-маше и выглядели, как настоящие. А вот стеклянные игрушки стоили дорого, и купить их могли только в самых богатых семьях, но такие невиданные игрушки были на Рождественской гимназической елке, которую устраивала для своих воспитанниц Елизавета Григорьевна Каткова. Кстати, как известно из документальных источников, первые публичные елки в Вятской губернии, к которой в те времена относился и Воткинский завод, появились в церковно-приходских школах примерно в 90-е годы ХIХ веке. Спустя 20 лет они были уже очень популярны повсюду, а в Воткинске стали непременным атрибутом практически каждой семьи.

Но следует учесть, что елки эти были не новогодним, а именно рождественским чудом. К новому году относились намного спокойнее, чем мы сейчас.

Даже трудно представить, сколько терпения и выдержки нужно было проявить маленьким детям, которые украшали елку, вывешивали на ней и лакомства – конфеты, орехи, и знали, что пока не закончится Филиппов или Рождественский пост, который длится 40 дней с 28 (15 ст.ст.) ноября по 6 января (24 ст.ст. декабря), никаких сладостей, ничего скоромного – т.е. мясного и молочного кушать нельзя.

Чтобы «не впасть в уныние по малолетству из-за пустяков», а это считалось одним из самых страшных грехов, хозяйки старались разнообразить однообразное, на наш взгляд, постное меню. Как рассказывала Л.В.Тарутина, одну только свеклу ее мама умела готовить 15 способами: «сделает так, что пальчики оближешь! Вкуснятина, лучше всяких «конфектов», т.е. конфект и «ледендину» - леденцов» Но подготовка к празднику шла во всю, и уже за 2 недели на Базарной или Соборной площади разворачивались торговцы. Ставились особые рождественские балаганы – т.е. торговые палатки, где можно было купить все, что только душа пожелает… Покупали не килограммами – пудами, потому что на базар прибывали супруги на «собственном транспорте», т.е. на лошади. Тут же стояли и особые «пельменные балаганы», где можно было прикупить пельменей столько, сколько душа просит…Пельмени – это одно из любимых не только блюд воткинцев, это – образ жизни! Недаром известный нижегородский писатель М.В. Блинов, также родившийся в Воткинске, написал в 1879 написал целую поэму «Песня про пельмени» где есть такие стоки: «готов упасть я на колени, пред тем, кто выдумал пельмени».

Когда все продуктовые заготовки были сделаны, приступали к генеральной уборке всего дома. Как записала в своем дневнике в 1915 году Галина Красильникова (ее девичий дневник хранится в Музее истории и культуры г. Воткинска) «дня за 3-4 до праздника в комнатах стоит полный беспорядок… все прибирают… мебель не на своих местах… затем все крахмалилось… мама вешала шторки, стлала скатерть…, а потом мама начинала стряпать…» Вообще, в Воткинске стряпню всегда любили. Стряпали много, вкусно! Представьте, какое это было искушение – в доме пахнет так чудесно, а до первой звезды в Сочельник, накануне Рождества необходимо строгое воздержание от пищи, как предписывал церковный устав, вот уж искушение, так искушение... Но практически все воткинцы его без труда преодолевали!

Рождество считалось праздником более важным, торжественным, а Новый год встречали без «шумства», тихо, спокойно, «по-домашнему». Вот как описывает уже новогоднее застолье известная нам Галя Красильникова: «…Сели, пьем чай…часов так в 7 вдруг двери отворяются и ряженые являются…За компанию и они сели пить чай» (обратите внимание, семья и гости, собравшиеся за праздничным столом. Пьют чай, ни о каких излишествах не идет речи…)

Вот так спокойно, по-семейному и приходило в дом сначала Светлое Рождество, а затем и Новый год, принося тихое счастье и желанную удачу в делах…

В настоящее время сотрудники Музея истории и культуры города стараются рассказывать горожанам об этих замечательных традициях и в праздник Рождества Христова традиционно проводят викторину, посвященную истории праздника среди прихожан Свято-Георгиевского храма города.