Добрые советы под Старый Новый год от воткинских травников, звездознатцев и просто хороших людей

Среди бушующих зыбей,Свершаю мой неверный ход.Ах, лучше ль будет мне, чем ныне?Что ты сулишь мне, новый год...Федор Глинка

Почему мы так радуемся встрече Нового года? Откуда приходит ожидание чуда, надежда на обновление, которая посещает нас в новогодние дни? Почему не скупимся на расходы, лишь бы праздники были веселыми и счастливыми? Оказывается, это подсознательная память о тайном знании, которым владели наши далекие предки.

Сам момент наступления Нового года в древних традициях народов Европы был своего рода нулевой точкой, точкой поворота. Он не принадлежал ни уходящему, ни наступающему циклу времени, а считался священном мигом, в котором совершалось вечное чудо возрождения. Согласно легендам, именно в этот время с неба спускались сокровенные дары Судьбы на весь следующий год, и это таинственное мгновение символизировалось двенадцатью звуками или ударами судьбы.

В древности к этому моменту очень тщательно готовились: перед Новым годом люди вспоминали самое дорогое их сердцу, свои самые прекрасные мечты…Отголоском этой традиции является наш сегодняшний обычай загадывать желание под бой курантов. Но это традиции уже более современные, если можно так сказать про традиции столетней давности.

Для России и, особенно для ее северных районов, характерны обычаи, пришедшие из глубокой, еще языческой древности, как считают многие современные ученые, исследования которых можно отнести к модному сейчас направлению фолк-истории, или «истории для народа». (Любопытно, что некоторые специалисты в области историографии родоначальником этого популярного исторического жанра считают Льва Гумилева). Впрочем, не все утверждения исследователей, претендующих на научность, принимаются официальной наукой всерьез.

Так вот фолк-историки считают, что многие из новогодних примет и обычаев были характерны еще для древней Гипербореи – могучего легендарного государства на севере современной России. Жители этой страны, как писал о них древнеримский учёный Плиний Старший в своей «Естественной истории» «…счастливый народ… и прославлен чудесными легендами… Солнце светит там в течение полугода… Страна эта находится вся на солнце, с благодатным климатом и лишена всякого вредного ветра. Домами для этих жителей являются рощи, леса…там неизвестны раздоры и всякие болезни…». Наследниками древних гипербореев, как считают эти ученые, как раз и являются славяне, и их потомки – русские, украинцы и белорусы.

 

Почтовая открытка из коллекции фондов Музея истории и культуры.

Для Вятской губернии, на территории которой в прошлом находился Воткинск и Камско-Воткинской горный округ, географически территория которого «попадала под влияние» великой древней цивилизации. И именно для нашего региона характерны древние обряды, зафиксированные учеными, особенно интересны те из них, которые связаны с Новолетием – переломным временем в жизни каждого человека, каждой семьи.

Но даже если к Гиперборее и гиперборейцам мы не имеем самого прямого отношения, все равно, следует отметить, что эти обрядовые традиции, выявленные учеными имеют весьма древнее происхождение.

 

Итак, вот они…

Готовится к новогоднему «перелому» наши предки начинали с декабря, декабрь – последний месяц года, и почти каждый день в этом месяце имел символическое особенное значение, когда можно было попытаться заглянуть в будущее. Все дни перечислить невозможно, но отметить хотя бы некоторые из них следует.

7 декабря в народном календаре отмечен, как один из самых любимых в наших краях праздников – это день Екатерины – санницы. И это не случайно. В России с ее бескрайними просторами, а значит и огромными расстояниями, наступало прекрасное время для транспортников того времени – ямщиков, которые по зимнему санному пути, который был гораздо лучше, а то и скоростнее, чем некоторые наши современные дороги, отправлялись с купеческими товарами на многочисленные ярмарки. Конечно, как тут не радоваться открывающейся финансовой перспективе! Ямщики, эти дальнобойщики XVIII-ХIХ в.в, могли заработать приличные деньги. И многие из них неоднократно вспоминали добрым словом не только святую Екатерину, но как люди практичные, особенно поминали они императрицу Екатерину Великую, которая в XVIII веке особенным образом отмечала этот праздник. Это был День ее именин, а потому она устраивала широкие гуляния с народными играми и забавами и, конечно, не обходилось в этот день и без катания на санях в Петербурге.

Этот день любили и в наших уральских краях, особенно его почитали в Екатеринбурге, который так был назван по одной в честь жены Петра I Екатерины I. А Екатерина II в 1781 даровала Екатеринбургу статус уездного города. Но и Екатерина I и Екатерина II, что ни говори, были названы в честь святой Екатерины. Не менее любим этот день был и в Ижевске, где с ХIХ века она считается покровительницей оружейников.

В Воткинске этот день также отмечали по-особенному. Начинался зимний извоз. Дороги были отличными, значит, на санях можно было ехать к далекому рыбацкому промыслу. В верховья пруда, на Каму, а помня о нашей любви к рыбной ловле, и особенно подледной рыбалке, для истинного воткинского рыбака-чебака, это был настоящий праздник. Сани в рыбацком хозяйстве были немалой подмогой. Любые сани в этот день полагалось спустить с горы, благо их у нас в городе и окрестностях немало, и самому в них прокатиться: «Катеринин день пришёл, катанье привёл». Но любители подледного лова в этот день долго на рыбалке не засиживались. Поймал немного рыбы на стол, для рыбного пирога - и хватит, и быстрее домой на санях кататься, чтоб удачу рыбацкую не упустить в будущем.

Для женщин этот день также был очень насыщенным, во-первых, надо было успеть посмотреть, как на санях «друг за дружкой поспешают», т.е. успеть посмотреть на санные гонки, самой необходимо было хоть разок прокатиться, на удачу и счастье. Необходимо было и пирог рыбный испечь.

Во-вторых, на молодоженов «потребно» было поглазеть. Как правило, катались они по плотине, в Нагорной части – на улицах Пивоваровой, Пирожковой, Конторской, Поповской, Воробьевой, а в Зареке – на Вятской, Офицерской и других улицах.

В селах Камско-Воткинского горного округа этот день можно было считать вообще своего рода показательным. В каждой деревне или селе были сани, их украшали, следили за тем, чтобы лошади были вычищены, колокольчики под дугой, как жар горели, звенели громко. И такая «выездка» предпринималась от одной деревни до другой, чтобы себя показать, других посмотреть, да и своего рода на соревнования по тюнингу саней вызвать. Считалось, что это даст своего рода «заряд бодрости» лошади и вознице.

В ночь на Катерину девицы, мечтающие о замужестве, гадали на женихов. Самым распространенным гаданием было на хлеб, когда брали кусок хлеба и клали его под подушку, считалось, что во сне девица увидит будущего жениха.

Этот день был любим и детьми, потому что помимо веселого катания на санях, их ждали подарки - маленькие «козырные» санки с сидящими в них куклами – санницами. Они были одинаково хороши, как для маленьких мальчиков, так и девочек, потому что символизировали богатство и процветание, умение поймать удачу, и избежать неприятностей…

Еще один день был особенно важен, чтобы «заглянуть одним глазком в будущее» - это 25 декабря (по н.ст.) или 12 декабря (по ст.ст.). В этот день отмечается память святого Спиридона Тримифунтского, жившего в 3-4 веках на Кипре.

Этот день наши предки прозвали Спиридоновым поворотом, или просто Солнцеворотом: с этого времени ночь начинала убывать, а день — прибывать. Крестьяне говорили, что с этого дня солнце поворачивает на лето, а зима — на мороз. По поверью, Спиридон сам поворачивает светило и следит, чтобы оно не скрылось от людей. Чтобы помочь ему в этих трудах, в Вятской губернии делали особые соломенные колеса, которые поджигали и скатывали их с какого-либо пригорка. Считалось, что работа эта исключительно мужская, и чье колесо укатиться дальше, тот хозяин и его семейство и будут самыми успешными в наступающем году.

И таких интересных примет и поверий множество…

Но все – таки именно последнему дню нового года придавали наибольшее символическое значение: матери тщательно следили за тем, чтобы дети встали с постели именно с правой ноги. Правая нога символизировала «правь» - правое, верное, явное дело. В более поздние времена люди стали считать, что именно за правым плечом находится ангел – хранитель, оберегающий человека от дурных поступков и дурных дел.

В Васильев вечер – в канун Нового года (в ночь с 13 на 14 января по новому стилю), наши предки наблюдали за тем, какой морозный узор будет на окнах - если красивый, явно читаемый, год будет удачным.

В первый день нового года в некоторых селах и деревнях Вятской губернии вся семья выполняла некий странный на современный взгляд ритуал – все по очереди, начиная с главы семейства, подходили к прялке, прикладывали к ее лопасти правую ладонь, и уступали место следующему члену семейства. Обычай этот очень древний, да и сама прялка – одно из самых удивительных изобретений человечества, ее изображение мы встречаем уже на древнегреческих амфорах, древнеримских мозаиках, она была известна в Месопотамии и Египте. Прялка являлась принадлежностью женского божества Судьбы – этаким рабочим инструментом у этого капризной дамы. У разных народов прялки назывались по разному, но суть была одна - вещь эта была сакральная, особенная, а потому один раз год получить благословение богини стремились все члены семейства, в том числе и мужчины.

Девицы, как известно, народ более легкомысленный, а потому, в семьях с большим достатком, где была не просто прялка, а самопрялка, использовали ее для гадания. К каждой деревянной спице колеса самопрялки привязывали записочки с загаданными желаниями, среди которых были и пустые с надписью «не время», раскручивали колесо прялки, которое символизировало солнце, круговорот времен, нескончаемый круг жизни, и с замиранием сердца ждали, что выпадет…

Следили за тем, как горит огонь в печи – если весело, печь хорошо, быстро растопилась, то год будет таким же.

Рано поутру хозяйки, а особенно молодые девушки гадали на очень тоненькой лучине, которая была необходима для растопки печки. Если лучина разгориться и согнется в сторону хозяйки, загаданное непременно сбудется, если в ту или другую сторону – с желанием придется «погодить», а уж если в совершенно противоположном направлении, то «задумка» совершенно не своевременна.

Мужчины в этот день также гадали, но гадание было сугубо серьезное, требующее немало мужества и терпения. Молодые парни и мужчины шли в лес, выбирали молоденькую елочку, снимали с руки рукавицу или шубенку, загадывали желание и головой рукой захватывали приглянувшуюся колючую веточку. Нужно было постараться собрать как можно больше иголочек, проведя рукой «против шерсти» Если удавалось ободрать иголочки с веточки как можно более чисто, то задуманное непременно сбудется, если нет – то желание не исполниться.

Старики в этот день непременно наблюдали за небом – это были своего рода долговременные синоптические прогнозы, основанные на хорошем знании особенностей местной погоды и природы. Звездное небо в Васильев вечер сулило богатый урожай, сильный ветер – капризную весну, оттепель в этот вечер сулила мокрое, «гнилое» лето…

К числу менее древних «гадательных» обычаев относится следующие:

13 января (в Васильев день) необходимо сходить в церковь и купить тринадцать самых дорогих свечей. Сдачу необходимо отдать нищим или оставить в церкви «на общую свечу». Придя домой необходимо собрать как можно больше денег - как мелких, так и бумажных и наотмашь бросить их в комнате на пол, пусть так пролежат до утра. Желательно в этот день не принимать гостей и вообще никому не открывать дверь. Лучше самим уйти из дома и покалядовать.

Утром, не умываясь, не причесываясь и не завтракая, нужно собрать деньги в носовой платок и крепко завязать. Заветный узелок можно взять с собой на работу и положить в рабочий стол – доходы заметно возрастут! Раньше этот узелок брал с собой глава семейства – потому что женщины не работали.

Среди купцов, лавочников, да и просто состоятельных домовитых людей (это ритуал мужской) существовал другой обычай – пожертвовать в один из святочных дней деньги на церковь – кто сколько может. Прежде чем отдать их, над деньгами произносились следующие слова: «Кому церковь не мать, тому я не отец». Считалось, что это способствует появлению денег «Бог подает».

Новый год – время подарков или гостинчиков, как говорили в старое доброе время, но дарить подарки особенно на Новолетие, нужно с большой осторожностью. Согласно народным поверьям, есть подарки, которые категорически нельзя преподносить.

Самое распространенное поверие, касающееся гостинцев пришло к нам с Востока (в России, если разобраться, смешались обычаи и поверия, пришедшие к нам и из Европы и с Востока). Во-первых, не рекомендуется дарить колющие и режущие предметы, к ним, в принципе можно отнести все: от ножей до брошек. Считается, что такие подарки могут принести в дом несчастье.

Не принято дарить носовые платки – с ними приходят слезы. Но если платочек имеет кружевную обметку, монограмму, выполненную красными нитками, он автоматически переходит в разряд «желанных гостинцев». Зеркало, символ перехода из реального мира в потусторонний мир, также входит в категорию «запрещенных предметов».

Сумки, кошельки портмоне нельзя дарить пустыми, в них необходимо вложить «денежку». Женщине вообще не рекомендуется презентовать кошелек или бумажник, но если он выполнен «вручную», если в него «пожелание от души» или визитку дарящего, кошелек становится подарком не только допустимым, но и желанным.

Одним из желанных подарков является комнатное растение в горшочке, купленное и принесенные с добрыми мыслями, чувствами и пожеланиями, оно быстро приживется у своего нового хозяина, полюбит его и принесет ему счастье.

Одним из самых желанных подарков для детей всегда является кукла, но в старое время к ней относились с большой осторожностью. Самая безопасная в этом отношении простая «безликая» кукла, выполненная из натуральных материалов, без применения колющих (игла) и режущих (ножницы) инструментов – она уж точно пойдет ребенку на пользу. А куколки с красивыми фарфоровыми личиками были опасными игрушками, особенно если «глаза были черные, большущие, страшнущие»…

К часам, как к подарку также относились с опасливо – они могли привести к расставаниям в семье, а потому наши предки использовали прекрасное сильнодействующее «противоядие» - в ответ дарящему вручали «копеечку», таким образом, как бы «покупали» часы, что совершенно меняет дело!

С осмотрительно дарили и расчески. Волосы всегда имели особенное сакральное значение. А потому расческу или гребень, а они, как правило, были изготовлены из натурального материала (дерево или кость), всегда дарили в футляре, сшитым из кожи или связанном из ниток.

Мы перечислили только некоторые из новогодних примет, обычаев и поверий, пришедших к нам из глубины веков, вы сами можете продолжить этот интересных список «новогодних шепоточков», так, когда то в старину называли тайные знания. Самое главное, чтобы сам праздник не превратился в чисто коммерческое предприятие, что, увы, нередко сейчас происходит, а потому – гадайте, «ловите удачу за хвост», пытайте судьбу.

В эти дни Небеса ближе к земле, и ваши добрые мечты и пожелания будут непременно услышаны!

научный сотрудник Музея истории и культуры г. Воткинска А.П. Карпеева

 

Женя Виссов (будущий писатель Евгений Андреевич Пермяк)

у рождественской елочки, нач. ХХ века.

Фото из коллекции фондов Музея истории и культуры г. Воткинска