Родословная Деда Мороза.

В.Васнецов, Дед Мороз. 1885 год

У каждого из нас есть свои предки, свои бабушки-дедушки, которыми мы гордимся, и о которых нам хочется узнать, как можно больше. Но родословная есть не только у нас, но родословная, есть и у города, у села, есть она и у сказочных персонажей, в том числе такого любимого нами Дедушки Мороза, день рождения которого мы отмечаем 18 ноября. Вот и решили мы разобраться, кто он дедушка Мороз, кто его родственники…

Начинается родословная нашего героя в глубокой древности, на землях Русского Севера. В те времена климат здесь был несколько иной, лето, а зима — не такая холодная, как в наше время. Существует предположение, что именно здесь, на Севере – прародина всех индоевропейцев – легендарная Гиперборея. Они говорили на одном для всех языке, занимались скотоводством и земледелием. Как считают некоторые исследователи, наши далекие предки особенно почитали могучего бога, которого звали Варуна. Ему подчинялись и небо и звезды, он был владыкой всех вод. В руках у него, как верили люди, было вечнозеленое дерево, на котором висели сверкающие звезды (ни о чем вам оно не напоминает?), со временем у грозного Варуны появлялись новые имена, а чаще его стали звать просто Дедом, люди говорили, что у него не забалуешь. Дед был грозен, но справедлив.

Другим дальним родственником нашего Деда Мороза можно назвать и Позвизда – славянского бога бурь и непогод. Стоило ему тряхнуть головой - на землю валил крупный град. Вместо плаща влачились за ним ветры, с полы его одежды падал хлопьями снег. Стремительно носился Позвизд по небесам, сопровождаемый свитой из бурь и ураганов.

В славянской мифологии существовал и другой персонаж - Зимник. Он, как и Мороз, представлялся в виде старика небольшого роста, с белыми волосами и длинной седой бородой, с непокрытой головой, в теплой белой одежде и с железной булавой в руках, где он пройдет - там жди жестокой стужи.

В числе «сродников» нашего дедушки есть и грозный Чернобог или Карачун. «Своим днем» он считал 21 декабря, это день зимнего солнцеворота. Это самый короткий день в году и один из самых холодных дней зимы. Считалось, что в этот день он берет всю власть в свои руки. Карачун повелевает морозами, ветрами и укорачивает светлое время суток. Слуги грозного Карачуна — медведи-шатуны, в которых оборачиваются бураны, и метели-волки. Считалось, что по «медвежьему хотению» и зима студеная длится: повернется медведь в своей берлоге на другой бок, значит, и зиме ровно половину пути до весны пройти осталось.

А еще Карачун или Корочун имел другое имя – Кощей, а фамилию, если можно так сказать, Бессмертный!!! Старославянское слово "кошь" ("кошть") означало "сухой, тощий, худой телом". Это слово близко по значению слову "кость" и как нельзя лучше характеризует самого Кощея: невысокий старик, тощий настолько, что только одни кости видны, прямо ходячий скелет. Кощей все заморозит, все застудит. В общем, характер у него был скверный.

А еще есть версия, что слово "кощей" восходит к "кощун", что означает уже колдуна. Там, где живёт Кощей, не растут деревья, не поют птицы, не «родит» земля, не пускает свои благодатные лучи солнце. В кощеевом царстве всегда полумрак. Всё выжжено, высушено, заморожено. Что это напоминает? Ну, конечно, зиму, лютые морозы, которые сковывают реки и могут умертвить всё живое. Если исследовать «сказочную географию», то получается, что чертоги Кощея Бессмертного расположены на севере, так что одним из пра-пра-дедушек нашего Дедушки был весьма малосимпатичный персонаж, но как говорится, «из сказки слов не выкинешь»!

Но проходили годы, многое менялось в мире, во взаимоотношениях людей, в их сознании, менялся потихоньку-полегоньку и характер, и облик нашего дедушки. Он уже представлялся людям в виде невысокого старичка с длинной седой бородой, который бегает по полям и вызывает стуком трескучие морозы. Образ Мороза нашёл своё отражение в русских пословицах, поговорках, сказках. К примеру, в волшебных сказках Мороз предстаёт в виде волшебного помощника, выступая под прозвищами «Студенец», «Трескунец».

Прежде, чем за ним окончательно закрепилось его нынешнее имя и титул - Дедушка Мороз, его звали Дедушкой Николаем, Добрым Морозко, Ёлкичем. В Вятской губернии, в наших краях, его звали Большим Дедом. А вот впервые в литературе образ «морозного дедушки» появился у писателя Владимиром Федоровичем Одоевским, таким образом, это своеобразный «крестный отец» нашего героя. В 1840 году была опубликована его сказка про Мороза Ивановича, который еще не совсем «наш Дед Мороз», но уже очень-очень близко!

Сейчас Дедушка Мороз появляется на детском празднике или взрослой вечеринке не один, а со своей внучкой Снегурочкой. Правда, выяснить, кто ее родители весьма сложно, поэтому наш Дедушка стал еще и опекуном молоденькой красавицы, порой весьма легкомысленной. А действительно, кто же ее родители «чьего она роду-племени», как говорили раньше? Доподлинно этого никто не знает, но у русского драматурга Александра Ивановича Островского есть одноименная пьеса «Снегурочка» (1873г.), из которой следует, что ее родители – Мороз и Весна. В 1882 году композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков поставил по пьесе одноимённую оперу, которая имела громадный успех, так Снегурочка не только поразила публику своей историей, но и еще запела со сцены.

Свой современный вид образ Снегурочки получил в 1935 году в Советском Союзе, после официального разрешения празднования Нового года. Снегурочка того времени скорее напоминала девочку – пионерку, помощницу дедушки – старого рабочего, доброго рассказчика, такой «сказочно-революционный образ» был очень необходим молодой стране Советов, где создавалась своя особенная «правильная сказка» и «правильные сказочные герои».

Но вернемся к нашему Большому Деду, вятскому…

Необходимо запомнить, что традиционно он носит белую или голубую шубу, обязательно с поясом! У него густые длинные серебряные, снежные волосы, на руках трехпалые варежки белого цвета, расшитые серебром. Кстати, как говорят рыбаки и охотники, очень удобные в нашем климате при работе на открытом воздухе! Как рассказывали старожилы, прежде всего, Дед Мороз в наших краях ассоциировался с Николой Зимним, праздник которого отмечался 19 декабря, как говорили наши всезнающие бабушки, «Никола Зимний и пожалеет и приголубит». Но в ноябре, как опять же «сказывали» они своим внукам, Мороз на подступах к нам ходит, в лесу ватагу собирает, чтобы проверить, готовы ли «домы» к зиме, справные ли хозяева, утыканы ли окна, подогнаны ли двери, чтобы в них не дуло не сквозило.

По поверью, которое существовало в наших краях, 18 ноября, в Галактионов день, собирались в лесу, в районе Шарканских дач, Зимник – суровый старик с железной кочергой в руках, которую он использует вместо посоха. Пара Мерзляков – полупрозрачных существ, похожих на молодых ребят в щегольской одежде, и девица без имени. Если эта компания заходила в село или деревню и просилась на ночлег, самое главное, их пустить поближе к печке, чтоб погрелись.

Вот как «баяли» об этом посещении длинными осенними вечерами своим внукам наши бабушки: «Они, т.е. гости, будут отнекиваться, что мол, нам только переночевать где-нибудь в уголке, в сенках, а боле ничего и не надо. … Дело хозяйки, обязательно пригласить их к печи, где они свою злодейскую, вредную силу теряют. Но это произойдет в том случае, если дом справный, хозяин отменный, если в доме печь отлажена, сквозняков нет, к утру они поблагодарят хозяев и вручат им подарок – котомку с гостинцем, будет там, что больше всего в хозяйстве требуется. Но если хозяин так себе, дом – не прибери, не разбери что, к утру гостей незваных не будет, исчезнут сами по себе, а стужа зимняя весь год будет держаться, дом не протопить не обогреть… Только тут уж сами хозяева виноваты»…

После такого грозного наказа старших в семье, даже маленькие дети внимательно следили за тем, чтобы дом был подготовлен к наступающей зиме, которая еще в недалеком прошлом уже во всю царила в наших краях. К 18 ноября, на всякий случай, хозяйки обязательно рыбкой запасались, чтоб пирог испечь, да незваных, а может и званных гостей попотчевать. Пруд к этому времени уже замерзал и бабушки говорили, что эта ватага приходила в Воткинск со стороны Шарканского мыса. Вот такая интересная быличка в свое время была записана научным сотрудником музея Ткачук Тамарой Алексеевной у жительницы Воткинска Лещевой Ираиды Семеновны, осталось немного времени до 18 ноября, проверьте свои дома, утеплите их, а то вдруг прибудет к нам лихая ватага с хозяйской проверкой!

Родословная Дедушки Мороза очень заинтересовала учеников школы № 5, 3 «Г» класса (педагог Танзиля Ибрагимовна Нугаева). Его история, конечно, очень тесно связана и с историей зеленой пушистой красавицы – Новогодней елочки, поэтому наши ребятишки с удовольствием нарисовали «портреты» этой героини. И это не случайно, уходящий год – год экологии и история о елочке, как нельзя лучше напоминает нам о чудесной, волшебной силе этого «дерева памяти».