Дню памяти композитора П.И.Чайковского

Воткинск – родина гениального композитора П.И.Чайковского, мы так привыкли к этому, ставшему для нас уже привычным, историческому факту, что не всегда задумываемся, насколько это почетно и ответственно. Однако, причастность к личности П.И.Чайковского, жизни его семьи, всегда ощущали коренные воткинцы.

Краевед В.Н.Ступишин еще в 1970 году в статье о горном начальнике И.П.Чайковском, упомянул полулегендарную историю, которая была хорошо известна в Воткинске, о самодеятельном музыканте, мастеровом Воткинского завода Льве Ивановиче Соломенникове. Он настолько любил музыку, причем именно скрипку, что сам смастерил ее, играть он учился «самоуком», обладая, по-видимому, как мы сейчас бы сказали хорошим музыкальным слухом, настойчивостью, трудолюбием. Это были качества, которые необходимы не только музыканту, но и любому заводскому мастеровому, они также слыли по всем уральским заводам виртуозами и «искусниками» в своем рабочем деле. И конечно, Илья Петрович Чайковский, сам любитель музыки не мог не обратить на мастерового Соломенникова внимание, взял его в «свой домашний штат», и позднее, когда ездил в Петербург по «делам заводской надобности» привез из столицы настоящую скрипку. Если обозначить хронологические рамки этой истории, то они соответствуют 1837-1848гг., времени, когда Илья Петрович Чайковский был горным начальником Воткинского завода.

Об этом факте рассказал Ступишину другой самодеятельный музыкант – Владимир Васильевич Грачев – сын счетовода заводской конторы Василия Осиповича Грачева. Василий Осипович был руководителем хора и оркестра, в котором музицировали заводские служащие и мастеровые, мелкие лавочники и учителя, их объединяла любовь к великому искусству - «рождения звука и его гармонии» (В.В.Грачев). По семейному преданию, именно Василию Осиповичу подарил свою скрипку Соломенников. Вполне возможно, что этот легендарный инструмент мог звучать вместе со своими «музыкальными товарищами» во время концертов, которые давали музыканты. Тем более, как рассказывал Владимир Васильевич Грачев: «в Воткинске с давних пор был устроен театр в здании заводской башни на 200-300 мест. В передней части зрительной залы было отгорожено место для оркестра на 7-8 инструментов. Оркестр состоял из 2-3 скрипок, альта, контрабаса, флейты и кларнета… Репертуар музыкальной труппы состоял из русских и украинских народных песен, отрывков из опер и оперетт – «Аскольдова могила», «Наталка Полтавка» и других. Ставили «любители до искусства» пьесы и водевили, которые всегда пользовались неизменным успехом у публики…».

Кстати история с этой скрипкой чрезвычайно интересовала и нашего земляка Е.А.Пермяка, который предпринял собственное «расследование»…и недаром, потому что эта «скрипичная история» оказалась связана и с именем П.И.Чайковского, которого, якобы учил играть на этой скрипке Лев Иванович, будучи в штате служителей дома горного начальника. Скорее всего эта красивая легенда никогда не найдет документального подтверждения, но Е.Пермяк, узнав о ней, предлагал даже памятник великому композитору – нашему земляку представить в совершенно ином виде: мастеровой и хрупкий мальчик со скрипкою в руке…

А если еще отыскивать истоки талантов нашей земли, то совершенно неожиданно мы вновь можем перенестись в 1837 год, 22 мая. В этот день к Воткинскому заводу подъехал большой поезд, состоящий из 11-ти экипажей, в числе «высоких путешественников» был и наследник российского престола цесаревич Александр Николаевич.

Как сообщил воткинский краевед В.Ф.Бердников в «Известиях Сарапульского земского музея», вып. 2-й, 1912 г. в своей статье «Посещение Наследником Цесаревичем Александром Николаевичем (бывшим в последствии Царем Освободителем) Воткинскаго завода в 1837 году)»: «Не доезжая до Воткинского завода версты 3-4, Его (т.е. наследника А.С.) встретила жена мастерового Льва Соломенникова…Наследник Цесаревич, проезжая мимо, заметил ее и приказал остановиться и подозвал к себе… Соломенникова…подошла к экипажу и низко поклонившись, поднесла дорогому Гостю, как подарок самой тканое полотенце, которое Его Высочество милостиво принял и поблагодарил ее». Получается, что семья Соломенниковых, была по-настоящему творческой - муж - музыкант, а жена - мастерица декоративно-прикладного искусства, вероятнее всего, этот «творческий огонек» передался и детям супружеской четы! Недаром, спустя много лет на Воткинской земле 26 октября 1929 года в деревне Новые Соломенники родился замечательный художник, живописец, график Петр Иванович Соломенников, и кто знает, может быть, он является одним из потомков «тех» Соломенниковых, что были связаны с И.П.Чайковским. Эстафета талантов продолжается…

А.П. Карпеева

История необыкновенной скрипки Льва Ивановича Соломенникова оказалась очень близка и понятна учащимся 2 «Г» класса школы № 10 (педагоги Татьяна Алексеевна Соколова и Светлана Васильевна Корчукова). А потому они решили помочь нам в поисках этого уникального музыкального инструмента и приступили к делу. По их мнению скрипка может выглядеть именно так…