… Дела наши никогда не будут забвенны у потомства

 

Карпеева А.П. – заведующая научно-просветительским отделом

 МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

 

 

 

13 февраля 2003 года, несмотря на сильный ветер с мокрым снегом, настоятель Петропавловского собора, в полном соответствии с церковными канонами и хором певчих, провел освящение флюгера «Ангел». Отреставрированный символ Санкт-Петербурга  к 300-летию города вновь взлетел на шпиль Петропавловского собора и снова, как и три века до этого, благословляет величественный город.  Во время торжественной церемонии вспомнили слова, сказанные  Петром I в 1709 году  перед Полтавской битвой:  «Сыны Отечества…без вас государству, как телу без души, жить невозможно… Дела наши никогда не будут забвенны у потомства». [ Путеводитель 1986:12]

 И в преддверии  Дня народного единства хотелось бы вспомнить о том, что наши земляки в прямом смысле имеют отношение  к этому символу  величия России – шпилю Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге. 

История строительства Петропавловского собора, охватывающая более двух с половиной веков, связана с именами многих известных архитекторов. Закладка каменного собора состоялась в июне 1712 года на месте стоявшей здесь с 1703 года деревянной церкви. Идея возведения высокой колокольни принадлежала Петру I. Устремленный в небо шпиль император считал символом утверждения России на невских берегах. Видимый издалека, он служил также ориентиром при подъезде к Петербургу, а колокольня стала важнейшей градостроительной доминантой. 

В мае 1856 года шпиль осмотрели ведущие зодчие того времени. Авторитетная комиссия пришла к выводу, что конструкция сделана из дерева превосходного качества, но пришла в ветхость. Было решено заменить деревянный шпиль на металлический. В России металл как строительный материал начал применяться лишь с начала XIX века, в основном при строительстве наиболее значительных столичных сооружений: купола Казанского собора, покрытий Александринского театра и купола Исаакиевского собора. Создание металлических стропил для шпиля стало новшеством не только в России, но и в мировой строительной практике.

 Победил проект, предложенный талантливым инженером Департамента путей сообщения Д. И. Журавским. Его расчеты позволили уменьшить вес железа в стропилах на 1400 пудов (по сравнению с вариантом зодчего Тона) и, вместе с тем, при меньшем весе придать им гораздо большую крепость. Когда идея Журавского воплотилась в чертежи, последовало решение изготовить железо в России в количестве 2600 пудов.

И здесь хотелось бы отметить одну составляющую этого  заказа – над его выполнением трудились люди разных национальностей, но бесконечно преданные России.

Дмитрий Иванович Журавский (1821-1891) – русский ученый и инженер, основоположник теории расчета в мостостроении, родился в  селе Белый Колодезь, Курской губернии, выпускник   Петербургского Института  корпуса инженеров путей сообщения. Учителями Д.И. Журавского были выдающийся русский математик М.В. Остроградский и экспериментатор А.Т. Купфер (1799–1865, первый директор Центральной палаты весов и мер, организованной в Петербурге в 1849 году). В 1842 году Д.И. Журавский окончил Институт первым в выпуске,  его имя занесено на Мраморную доску актового зала.

Будучи по природе человеком недоверчивым и считая, что «расчет без проверки опытом часто ведет в страну фантазии»,  тщательно изучал работу классических конструкций мостовых сооружений. Его исследования дали возможность сооружать фермы мостов пролетом до 60-ти метров. Участвовал в проектировании железной дороги между Петербургом и Москвой, конструировал мосты через Волгу, Оку, Волхов, Западную Двину. Д.И. Журавский был удостоен полной Демидовской премии – наиболее почетной награды Петербургской Академии наук, присуждавшейся за опубликованные труды по науке, технике и искусству. В 1877–1889 годах Д.И. Журавский, будучи директором Департамента железных дорог, осуществил ряд мероприятий по увеличению их пропускной («провозной») способности. Приоритет исследований Д.И. Журавского, уже после его смерти, закрепил в своих решениях Международный железнодорожный конгресс, проходивший в 1895 году в Лондоне.

…«Изготовить оное немедля на Камско-Воткинском заводе…» – так приказал император Александр II, когда принималось решение о том, где будут производиться работы: в России или за рубежом. За 20 лет до того, еще цесаревичем, Александр II побывал на Воткинском заводе,  и остался доволен его оснащением и мастерством рабочих. [Материалы 1958: 5]

Теперь горным начальником Камско-Воткинского завода  был Александр Андреевич Иосса (1810-1894) – представитель славной династии горных инженеров, «русский немец» – ученый, исследователь, успешный администратор.

Иосса – выпускник Горного кадетского корпуса, начинал службу на Гороблагодатских заводах. Уже в 20-летнем возрасте Александр Андреевич получил должность смотрителя Кушвинского завода, затем стал помощником управителя, а в 1836 году был переведен в Златоустовский горный округ. В 1847 году энергичного инженера отправляют в двухлетнюю командировку на лучшие заводы Германии, Англии и других стран, которая ему позволила оценить новые возможности и продолжить техническую реконструкцию металлургических заводов в России. В октябре 1849 г. его назначают управителем Воткинского казенного завода, спустя 2 года А.А. Иосса  был переведен горным начальником Златоустовских заводов.

Неудача в Крымской кампании (1853-1856) послужила началом перевооружения русской армии. Делом первостепенной важности стало налаживание сталепушечного производства и усиление мощи военных кораблей. В решении этой задачи А.А.Иосса принял самое активное участие, но уже на Воткинском заводе в качестве горного начальника, на должность которого он заступил в 1855 году. Воткинский завод  к этому времени был широко известен не только в России, но и за рубежом, поэтому получить назначение сюда было очень престижно. А.А. Иосса, вновь вернувшись в Воткинск, энергично взялся за дело, при нем продолжает развиваться судостроение, завод превращается в своеобразную Школу Мастерства, куда направляют многочисленных учеников с других заводов Урала и России.

Одним из знаковых дел, с которыми  вошел в историю  А.А. Иосса  стало изготовление каркаса  шпиля Петропавловский крепости в Санкт-Петербурге.[Боровков А.И.2003: 19]

В конце декабря 1857 г. в Воткинск прибыл из Петербурга автор проекта металлического шпиля ученый и инженер, основоположник расчета в мостостроении Д.И.Журавский и его помощник штабс-капитан  А.С. Рехневский.

Александр Симонович (Семенович) Рехневский (1836—1863) – выдающийся  инженер польского происхождения. Александр жил стремительно, умер совсем молодым, но успел опубликовать несколько работ, посвященных расчетам конструкций ферм железнодорожных мостов, и сделал существенный вклад в решение задачи об определении влияния подвижной нагрузки на сооружения мостов в целом. На момент его приезда в Воткинск ему не исполнилось и 22 лет, но именно он выполнил  часть проекта Д.И. Журавского, «относящуюся к исчислению напряжения частей стропил шпица и… все имеющиеся в ней исчисления». [Артоболевский И.И. 1975 : 94]

А.А. Иосса перевел на ответственный заказ лучших мастеровых. По его предложению для прокатных валков были отлиты чугунные шестерни с прибавлением в чугун 1,3% меди.  Такие шестерни в сочетании с особыми валками оказались очень прочными. Их применение и позволило в кратчайшие сроки приготовить железо в требуемом объеме.

«Работами на Воткинском заводе заведовал горный кондуктор Девятов, под непосредственным руководством горного начальника Воткинского завода, инженер-полковника Иocca, со стороны строителей шпица находился на заводе инженер-штабс-капитан Рехневский. При приготовлении и установке ребер и колец находился старший мастер пароходного цеха Ивуков, а при изготовлении раскосов и болтов, равно как и всех слесарных работах – старший мастер цепного цеха Зорин. Все работы окончены были на заводе к 1 мая 1858 года».

2 мая 1858 года баржа с каркасом шпиля вышла из Воткинска, на борту был горный кондуктор  И.Девятов и 29 мастеровых. К установке шпиля на колокольню приступили 30 июля, а 10 октября того же года сложную и трудоемкую работу закончили. Все конструкции были изготовлены и собраны воткинскими  мастерами вручную.[Воткинск 1985 : 48]

В целом было отмечено, что «завод выполнил все работы в отличном виде и произвел сборку и установку остова на колокольне присланными для сего нарочно из завода мастеровыми и рабочими за цену несравненно низкую против требований местными заводчиками». Мастерство рабочих Воткинского завода было по заслугам оценено. Они получили денежное вознаграждение и медали. Горный начальник завода Александр Андреевич Иосса получил за выполненную работу  бриллиантовый перстень с «вензелем Императорского Величества Именем».

… В годы Великой Отечественной войны 1941–1945 годов Петропавловский собор сильно пострадал от бомбежек и обстрелов, поэтому весной 1956 года начали первую серьезную реставрацию собора. Однако реставрационные работы не затрагивали конструкцию флюгера «Ангел» и шпиля собора – проводилось только его золочение. В 1991 году во время очередной реставрации нашли два послания в капсулах.  Причем первое написано мастерами Д.И. Журавского, гордыми за хорошо выполненную работу, а второе оставили в 1957 году альпинисты, самокритично отмечая, что работа выполнена недостаточно хорошо: поджимали сроки сдачи объекта и недостаток средств, что недопустимо по отношению к такому важному объекту…

Итак, любой государственный праздник - это отголосок истории страны,  обращенный  в будущее.  Историческая память возвращает нас к событиям прошлого.  Наши предки своим трудом укрепляли  мощь  России. Но великая история страны— плод огромных усилий и трудов многих народов, ее населявших.

 

 

Литература:

 

1.      Артоболевский И.И., Благонравов А.А. Очерки истории техники в России (1861-1917). — М.: Наука, 1975.

2.       Боровков А.И., Пальмов В.А. «Прикладная механика и реконструкция шпиля Петропавловского собора». Ч. 1. «История Петропавловского собора. Конструкция шпиля и ангела»  Научно-технические ведомости СПбГПУ. СПб.: Изд. СПбГПУ. 2003. № 1.

3.      Воткинск. Летопись событий и фактов, Устинов, 1985.

4.      Материалы личного фонда В.Н. Ступишина из коллекции фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска».

5.      Путеводитель по Ленинграду – Петербургу, Ленинград, 1986.