Школьные тетради – это настоящий клад!

Скоро, скоро 1 сентября – начало учебного года. А это значит, что родители и школьники спешат  купить  все необходимое для занятий: красивые рюкзачки и папки, линейки и карандаши, ручки, ластики и, конечно, тетради. Школьных тетрадей сейчас великое множество…

Но знаете ли вы, что тетради  – это  предмет коллекционирования, особенно интересны для специалистов тетради, выпущенные  в первые годы Советской власти. Они  – настоящая музейная ценность.

В начале этого года в фонды музея как раз и поступила такая коллекция, которую мы назвали настоящим кладом! Его обнаружил на чердаке старого воткинского дома Дмитрий Александрович  Захваткин во время ремонта крыши. Здесь он нашел  запыленный сверток, а внутри… внутри  - КЛАД!  Клад состоял из   коллекции  ученических тетрадей 20-х годов ХХ века, книг, старинных стеклянных аптекарских  пузырьков, флакончиков из-под духов…

Сотрудники Музея истории и культуры очень часто бывают  в школах города, где знакомят учеников разного возраста с интереснейшими страницами истории нашего города, и конечно, мы были очень рады, когда  супруга «кладоискателя» Анастасия Алексеевна принесла находку  в школу №3, здесь   в 5 "А" классе учится ее дочка. (Сейчас это уже 6 класс!).

Современным школьникам все было интересно: как выглядели тетради, о чем писали сочинения, что решали и как рисовали их сверстники 90 лет назад... Все это можно узнать, рассматривая тетради с исторического чердака. Больше всего ребят поразил почерк детей той поры: «да как же так можно писать? Это невозможно так красиво написать... да еще чернилами и пером... нереально!»

А как выглядели тетради того времени? Полей,  привычных нам сейчас,  ещё не было. Страна переходила с «русских мер» на метрическую систему, была произведена реформа русского языка, начального и среднего образования с переходом обучения на несколько ступеней и всё это, как в зеркале, нашло отражение в тетрадях: в форматах, стандартах, оформлении, в качестве печати и материалов.

 Дорогие изделия просто не выпускались, снизились  и сами требования к качеству продукции. До революции каждый уважающий себя магазин выпускал собственные тетради из плотной бумаги, с хорошей обложкой, качественной печатью, в 20 - е годы ХХ века таких тетрадей  просто не было.

В это же время  появилась классическая современная клетка, к которой мы привыкли. Дизайн обложки в принципе изменился, он стал походить на настоящий агитационный плакат. Интересно и внутреннее содержание,  детские школьные записи в такой тетради   документально фиксируют изменения общественного уклада и отражают целую эпоху, в которую довелось учиться ребёнку. В этом смысле, старая тетрадь - исторический документ.

В этих тетрадях писали ученики Единой Трудовой Школы, созданной   в процессе реорганизации российской системы народного образования на основе Положения ВЦИК РСФСР «О единой трудовой школе» и Декларации ВЦИК об «Основных принципах единой трудовой школы» (16 октября 1918). Упразднялась прежняя система народного образования, включавшая около 30 типов школ, и создавалась Единая Трудовая Школа, делившаяся на две ступени: первая (пять лет обучения) для детей от 8 до 13 лет и вторая (четыре года обучения) для детей от 13 до 17 лет. Устанавливалось совместное обучение мальчиков и девочек, равенство представителей всех национальностей. В национальных районах вводилось преподавание на родном языке. Обучение становилось бесплатным; детям из малообеспеченных семей государственные органы обязаны были выдавать бесплатные завтраки, учебные пособия, одежду и обувь. 

Из учебных планов исключались изучение древних языков и Закона Божьего; особое внимание уделялось общественно-политическим дисциплинам с целью воспитания учеников в духе марксизма. Претворялась в жизнь идея соединения обучения с участием школьников в общественно полезном труде. В школах вводились органы самоуправления учащихся. (Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 175-176.).

При комплексном построении учебных программ предметная система обучения практически ликвидировалась. Наиболее полно комплексный подход был реализован в учебных программах для школ 1-й ступени, где содержание традиционных учебных предметов объединялось вокруг той или иной комплексной темы: «Наш город», «Наша деревня», «Праздник 1 Мая» и т.д. 

В программах 1923-1927 гг. предусматривались различные уровни таких комплексов - полной интеграции (начальная школа), комбинирования (интеграция на уровне отдельных разделов учебного предмета в 5-7-е классах), координации изучения предметов в старших классах.

Интересно отметить, что даже задания в тетради ученики записывали по очереди. Эта ответственная работа поручалась дежурному, поэтому очень непривычно видеть в одной тетради задания, написанные разными чернилами, разными почерками. Кроме того, тетрадь была сразу по всем предметам: здесь и арифметические задания, и упражнения по русскому языку, и записи по природоведению, и, конечно, главное - политические лозунги и «объяснения текущего момента»…

 

А.Карпеева – зав. научно-просветительским отделом

МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»