Утюг – символ достатка и благополучия

14 ноября  (1 ноября ст.ст.) мы отмечаем старинный праздник осенние Кузьминки. На Руси Косму и Дамиана (в обыденном языке Кузьму и Демьяна) почитала с древних времен. Если в канонических житиях святые представлены как врачеватели душевных и телесных недугов, то в народе их чаще представляли «рукомесленниками», которые ни с кого не брали денег за работу. Братьев-чудотворцев нередко воспринимали как одного святого и называли Кузьмодемьян (Космодемьян).

С давних пор на Руси братьев-чудотворцев почитали также устроителями супружеской жизни и покровителями ремесленников, в основном кузнецов.  Недаром, до сих пор существуют выражения: «ковать кадры», «кузнец своего счастья», «сковал недуг», «сковал мороз».

Но Кузьма и Демьян являются покровителями не только кузнечного искусства и кузнецов, но и женского рукоделия. Именно с Кузьминок женщины усердно принимались за прядение и просили святых помочь не отстать в работе от тех, кто начал прясть раньше.

И в связи с такими историческими обстоятельствами речь сегодня пойдет о коллекции предметов музея, имеющая самое непосредственное отношение к сказанному выше. Речь пойдет… об утюгах. Первые утюги изготавливали кузнецы, а пользовались ими женщины, когда приводили в порядок  одежду, которая, как правило, была итогом их «рукодельной работы».

В коллекции Музея истории и культуры г. Воткинска насчитывается множество утюгов. Они имеют разнообразные формы и размеры, многие из них с клеймами и надписями. Можно выделить следующие типы утюгов:

- цельнолитые нагревательные (калильные);

- углевые;

- углевые с трубой;

- электрические

Мы привыкли к современным утюгам с небольшим весом и удобными формами, а процесс глажки белья для нас – это достаточно несложное занятие. Но так было не всегда. В старину утюги преимущественно изготовляли из чугуна, а для нагрева их рабочих поверхностей использовались методы, которые не отличались удобством и безопасностью.

В России утюги известны с XVII века. Первое письменное упоминание об утюге на Руси сохранилось в книге расходов царского двора за 1636 год: «Генваря в 31 день, кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги сделал в царицыну палату утюг железной». Причем первый утюг был сделан по заказу царицы Евдокии Лукьяновны, супруги Михаила Федоровича Романова

Евдокия Романова была умелой хозяйкой и быстро оценила качество изделия кузнеца Ивана Трофимова. Не всякая хозяйка могла позволить себе такую дорогую вещь, а потому наличие утюга в доме было своего рода показателем достатка. 

В XVIII веке в России было налажено промышленное производство  утюгов на Демидовском и некоторых других литейных заводах. Мастера старались сделать утюги красивыми, декорируя их фигурами животных, растительным орнаментом. Утюг был вещью достаточно дорогой, поэтому его наличие в доме считалось символом достатка и благополучия. Иногда утюг выставляли на салфетке рядом с самоваром в качестве украшения на видном месте, а также передавали по наследству от матери к дочери. На Руси, глядя на то, как будущая невеста утюжила одежду, решали, готова ли она к семейной жизни.

Если гладила одной рукой – девушка сильная и станет хорошей хозяйкой, если двумя – слабая, и замуж ей еще рано.

С середины XVIII в. на смену цельнолитым утюгам пришли углевые. Они были более сложные в изготовлении и имели весьма интересную конструкцию: состояли из корпуса с крышкой. В корпус накладывались тлеющие угли из печи, затем утюг закрывали крышкой. Для лучшей тяги по бокам делали специальные отверстия. Чтобы снова раздуть уже остывшие угли, размахивали утюгом из стороны в сторону, усиливая вентиляцию. Воздух попадал в отверстия, расположенные рядом с днищем, угли разгорались, и подошва утюга разогревалась.

Со временем углевой утюг усовершенствовался: появилась труба, колосниковые решетки. Трубы улучшали тягу и предохраняли руки от ожогов, отводя дым и лишнее тепло. Решетку же клали под угли на дно утюга, чтобы они не касались его подошвы и не создавали горячие точки.

Такой утюг нагревался березовыми углями. Верх его открывался, как коробка, и угольки засыпались внутрь. В боковых стенках коробки были отверстия, а в некоторых моделях еще и труба, как у самовара, для улучшения тяги. Угольный утюг был сложнее в изготовлении и дороже литого чугунного. В народе угольный утюг назывался «духовой», поскольку его нужно было постоянно раздувать. Хоть с трубой, хоть без неё, а чтобы обращаться с угольным утюгом, нужна была большая аккуратность. К тому же, у профессиональных прачек из-за дыма часто встречались болезни лёгких. Поэтому угольные утюги так и не вытеснили литые, которые просуществовали вплоть до середины ХХ века вместе со своими недостатками – горячей ручкой и способностью быстро остывать.

Раскалённый металлический утюг невозможно было долго держать в руках, поэтому требовались подставки, которые изначально ковались вручную, позднее их стали производить промышленным способом. К сожалению, в  коллекции музея содержится лишь несколько подставок для утюгов клиновидной формы на трёх ножках. И если в вашей семье еще сохранились эти интересные вещи, ныне вышедшие из употребления, мы с благодарностью примем их в собрание музея для дальнейшего экспонирования.

В нашей стране чугунные утюги выпускались до 1960-х годов ХХ столетия, пока им на смену не пришли утюги электрические, а это уже совсем другая история.

 

А.Карпеева – зав. научно-просветительским отделом

МАУ «Музей истории и культуры г Воткинска»

 

 

.