Светлый праздник Пасхи

Праздник Пасхи, который в этом году мы будем отмечать 20 апреля, в нашем сознании неразрывно связан с колокольным звоном, куличами, вкусностями, особенным каким-то особенным весенним   настроением  и, конечно, чистотой. Потому что испокон веку принято было к празднику Светлого Христова воскресения  проводить генеральную уборку в доме, во дворе, а уж генеральную уборку в душе проводили во время строго семинедельного поста. Особенным значением перед праздником была полна последняя неделя перед торжеством, потому, что как верили наши предки, она обладала особой «силой». Именно с этим временем было связано большое количество любопытных и забытых обычаев.

Начинали неделю с вербного воскресения. Вербные почки с освященной вербы глотали, как самые ценные пилюли, чтобы предупредить болезнь или избавиться от нее. Освященную в этот день вербу берегли до первого выгона скота на пастбище – 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому, это был день святого Георгия. Этой вербой и выгоняли скот, но потом ее не выбрасывали, а прикрепляли под крышу дома или сарая, чтобы скотина была здорова и всегда приходила домой. Поскольку верба в данном случае обладает собой силой, то и собирали, ломали вербу, как правило, либо безгрешные малые дети, либо люди пожилые, которых уважали и почитали. Считалось, что дурному человеку верба в руки «не дастся», или пушистые серые почки - комочки, «цыплятки», как иногда их называли в наших краях, осыплются сразу же,  в его  руках останутся голые ветви – розги, которыми неплохо было бы высечь этого непутевого сборщика.

Всю неделю женщины прилежно и тщательно прибирались в доме, особенное внимание обращая на все дальние уголки, закутки и особенно углы, чтоб не осталось там не только грязи, но и  «нечистой силы», которая, как известно, любит не только темноту, но и неухоженность. Мужчина убирал свое хозяйство во дворе, проверял состояние всех инструментов.

В чистый четверг на Страстной седмице пережигали соль, потом ее помещали в чистую льняную ткань, и она считалась одним из лучших средств от всех болезней. В этот же день все семейство мылось в бане, причем девицы «наводили красоту»: в этот день умывались «лопуховой водой», как вспоминали старожилы, именно лопух  считался вернейшим средством от различных высыпаний на коже. В бане споласкивали волосы с настоем ромашки, хвоща или крапивы, которые предохраняли волосы от появления в них муки, а точнее перхоти.

В пятницу начинали неспеша готовить наряды, чтобы можно было пойти в церковь на торжественную пасхальную службу. Потому что по поверьям, в этот день, даже у самого бедного человека должна быть хоть «одна ниточка, но новенькая». Такая «новиночка» сулила не только благополучие, но здоровье и радость всему семейству.

Считалось, что во время праздничной заутрени, когда звонят колокола, девушка могла  мысленно попросить себе самого хорошего жениха, поэтому многие девицы, слушая праздничный перезвон, приговаривали: «Дай Бог жениха хорошего, в сапогах да с калошами, не на корове, а на лошади». Кстати, 100 лет назад настоящие резиновые калоши были признаком достатка, так что девицы знали, о чем просить. Вторили этой жаркой девичьей просьбе наши земляки – рыбаки – чебаки. Поэтому при возгласе священника: «Христос Воскресе!», Они, конечно,  отвечали «Воистину Воскресе!» и совсем неканонически прибавляли:  «А у меня рыба ести!», считая, что этим они обеспечивают удачную рыбалку.

 

Научный сотрудник А.Скачкова

 

Благовещенский собор. Праздничная пасхальная иллюминация. Начало XX века. Фото из фондов Музея