Научно-практический круглый стол (9 сентября 2016 года)

Красота присуща всему здоровому... Она есть гармония, в ней залог успокоения;
она воплощает человеку и человечеству идеалы. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её,
значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа.

Ф.М. Достоевский

 

 

9 сентября 2016 года, в Международный день красоты, в Музее истории и культуры г. Воткинска впервые в истории музея и впервые в истории Воткинска, состоялся научно-практический круглый стол, посвященный 230-летию со дня рождения Николая Андреевича Андреевского – вятского губернского архитектора.

 Его творческая деятельность тесно связана с Воткинском, именно по его проекту в 1806 году был построен дом для начальника Воткинского казенного завода. Философ Фридрих Шеллинг в своих «Лекциях  по философии искусства» назвал архитектуру застывшей музыкой,  и  так случилось, что в доме, построенном по проекту архитектора Андреевского, спустя 34 года суждено было родиться выдающемуся композитору П.И.Чайковскому.  Так в Воткинске  встретились «застывшая музыка архитектуры» и «гениальная музыка Чайковского».

Это о своем родном городе написал в 1848 году будущий великий композитор, а тогда просто чуткий, внимательный мальчик, «стеклянный ребенок», как называли его в семье,  знаменитые строки:

«Мой город маленький

И очень малонаселенный,

Но я все-таки чту

И буду чтить…»

Фото 1И недаром он, уже пятидесятилетний композитор, в 1890 году напишет брату Анатолию в Тифлис: «У меня теперь планы и мечтания поехать на Урал, посмотреть Алапаев (Алапаевск), Екатеринбург и потом Волгой и Каспийским морем к Вам». Вероятно, путешествие по Волге предполагало и путешествие по Каме, а значит и встречу с Воткинском…  Но кто захочет увидеть снова город, оставленный сорок лет назад, если он к этому городу равнодушен?

История Воткинска тесно связана с историей завода, как градообразующего предприятия, и уходит своими корнями в ХVШ век, когда  владелец Гороблагодатских заводов граф П.И.Шувалов получил разрешение на строительство нового железоделательного завода на реке Вотке.

«…Оный Воткинский железный завод повелено его сиятельству графу Петру Ивановичу Шувалову строить по указу государственной Берг-коллегии…прошлого 1757 года октября 20 дня…», –  так звучит один из первых документов рождения города, который ныне хранится в Российском Государственном Архиве Древних Актов в Москве. [1]. Спустя два года с момента закладки, завод дал стране свою первую продукцию – кричное железо.

В истории Воткинска тесно переплелись историческое время и историческое пространство, понять их – значит познать безмерную глубину всех процессов многогранной жизни. Очень многое в судьбе города зависит от «пассионарного заряда» (определение историка Л.Н. Гумилева), который заложен на начальном этапе его истории.  И такой  «заряд» на момент рождения Воткинска был очень мощным. Источником этой позитивной созидательной энергии были две исторические личности – граф Петр Иванович Шувалов и святитель Димитрий Ростовский.

И, наверное, опять не случайно, что за всю историю Воткинска, в нем всегда жили и трудились талантливые, неординарные яркие личности.  Если это были рабочие, то мастера – виртуозы в своем деле, инженеры  отличались неординарностью решения технических вопросов. Совершенно ясно, что такому городу должны были соответствовать и  архитекторы – творцы, имеющие  «глубокое познание во всех родах зодчества». (Н.В. Гоголь). Тем более, что архитектура  Воткинска словно вписана в природу: соткана из света, воздуха, чувств, настроений. Недаром В.И. Романов,  управляющий Воткинским заводом, написал в 30-е годы ХIХ века знаменитые строки: «Природа здесь кисти художника достойна…», и заводские архитекторы очень тактично  «вписывали» свои проекты в окружающую ландшафтную среду. Одним из первых, задавших «нужный архитектурный тон» будущего города стал Н.А. Андреевский, создав ансамбль Господской улицы в Заречной части Воткинска.

Фото 2Прошли годы, но по-прежнему, город имеет свое лицо, впрочем, во многом изменяющееся далеко не в лучшую сторону. Учитывая эти обстоятельства, в 2015 году сотрудники  Музея истории и культуры г. Воткинска  проводили  социологический  опрос среди жителей и гостей города, главный вопрос звучал следующим образом: «Что необходимо сделать (построить)  в городе для привлечения большого количества туристов», более 60% респондентов сформулировали ответ следующим образом: «Сохранить архитектурную неповторимость Воткинска, как горного города».

Научно-практический круглый стол, состоявшийся 9 сентября 2016 года, стал одним из значимых шагов в решении этой проблемы.

Организаторами круглого стола, проходящего впервые в таком формате в Воткинске, выступили: МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска», Институт искусств и дизайна ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», Удмуртское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз архитекторов России».

На пленарном заседании прозвучали доклады: «Некоторые особенности Камских и Холуницких заводов, связанные с П.И.Шуваловым и А.И.Глебовым» автор – Шулаков Сергей Николаевич (историк, внештатный сотрудник МБУК «Белохолуницкий музей» г. Белая Холуница)

«Творческое наследие Н.А.Андреевского». Курочкин Михаил Валентинович (доцент кафедры компьютерных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ» г. Ижевск).

«Творческое наследие архитектора В.Н.Петенкина в г. Воткинске». Рыжкова Наталья Викторовна (канд. ист. наук, доцент кафедры истории искусств и художественно-педагогического моделирования ФГБОУ ВО «УдГУ» г. Ижевск)

«Проект реконструкции дома – музея П.И.Чайковского, 1940-х гг.» Ральников Данил Николаевич (студент ФГБОУ ВО «ИжГТУ» г. Ижевск)

«Внестоличная ветвь русского классицизма на примере знаковых памятников Вятской губернии». Гильдина Татьяна Александровна (ассистент кафедры художественного образования и декоративного искусств факультета изобразительного искусства РГПУ им. А.И.Герцена, аспирант 2 курса, г. Санкт - Петербург).

На круглом столе присутствовали представители администрации Воткинска, сотрудники Музея-усадьбы П.И.Чайковского, специалисты архива Воткинского района.

После пленарного заседания В.Бакулев – ижевский фотограф, чья выставка «Интерьерные зарисовки: панорамы интерьеров», представлена в выставочном зале музея, познакомил с ней участников круглого стола. В неформальной обстановке и состоялось обсуждение докладов, обмен мнениями.

При подведении итогов круглого стола, все участники пришли к выводу, что необходимо продолжить работу в этом направлении, и пришли к единодушному мнению в 2017 году в Музее истории и культуры провести круглый стол, посвященный сохранению культурного наследия нашей малой Родины.

Фото 3  Фото 4

 

На фото 1 (справа налево): Ведущий координатор научной секции Н.В. Рыжова – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории искусств художественно-педагогического моделирования ФГБОУ ВО «УдГУ», г.Ижевск; руководитель круглого стола М.В. Курочкин – доцент кафедры компьютерных технологий ФГБОУ ВО «УдГУ», г. Ижевск, координатор круглого стола А.В. Угланова – ФГБОУ ВО «УдГУ»

На 2 фото  –  М.В. Курочкин – доцент кафедры компьютерных технологий ФГБОУ ВО "УдГУ", г. Ижевск, во время своего выступления на тему «Творческое наследие Н.А.Андреевского».

На 3 фото – Д. Н. Ральников (студент ФГБОУ ВО «ИжГТУ», г. Ижевск) во время своего выступления на тему  «Проект реконструкции дома-музея П.И.Чайковского 1940-годов».

На 4 фото – выступает С.Н. Шулаков с докладом «Некоторые особенности возникновения Камских и Холуницких заводов, связанные с П.И.Шуваловым и А.И.Глебовым» (историк, внештатный сотрудник МБУК «Белохолуницкий музей», г. Белая Холуница)