Легенды Воткинского городища

В 2016 году Воткинскому  району исполняется 90 лет. Эта дата, зафиксирована в документах, однако его в действительности его история уходит в глубь веков и тысячелетий. Недаром на территории  района есть немало памятников археологии, самые известные из них: Нивский могильник (расположен неподалеку от деревни Нива), Больше-Киварское селище (расположено у деревни Большая Кивара), Перевозинское городище (находится у села Перевозное). Есть у нас и уникальный памятник – Воткинское городище, первые сведения о котором были собраны еще в 1827 году, когда Пермское горное правление обратилось к управляющему  Воткинским заводом  К.Я. Нестеровскому: «собрать сведения, не имеется ли в Воткинском заводе и округе оного  остатков древних сооружений». Последовал ответ: «В Воткинском заводе таких сооружений нет, кроме признаков земляных укреплений, находящихся при деревне Городище». В 1838 году «Вятские губернские ведомости» сообщали, что крестьяне при работе на поле находили  маленькие бронзовые топорики

Итак, что это за «признаки земляных укреплений»? «Памятная книжка Вятской губернии на 1860 год» сообщала, что «это возвышенное место, с двух сторон окруженное болотами, а с двух сторон обнесенное земляным валом. Оно представляет мыс, возвышенный перпендикулярно на 6 сажен (более 12 метров). С реки Вотки представляется гора крутая, неудобосходимая, покрытая кустарником, а с твердой земли виден вал, идущий тремя грядами. Этот  окоп идет от севера к югу сажен на пятьдесят, потом поворачивает к востоку и занимает около шестидесяти сажен. Три  земляных вала доселе хорошо сохранились… Площадь возвышения имеет в длину и в поперечнике по семидесяти сажен… Следы жизни человеческой на сем месте совершенно исчезли… говорят только некоторые из заводских старожилов, что здесь издревле обитала чудь белоглазая. Когда основан был Камско-Воткинский завод, на сем городище уже не было следов жилища человеческого».

Видимо первоначальные обитатели этого поселения покинули его уже давно, настолько, что среди местных жителей бытовала легенда, записанная в 1892 году в деревне Епифаново. Старожилы рассказывали, что местность эта была заселена народом «чучкой», а было это «…еще до того времени, когда не было березы на земле. А как береза проросла, «чучка» испугалась, царь-де белый появился, выстроила крышу и забралась под нее. Крыша не вынесла тяжести земли, обвалилась и задавила всю «чучку», так и не стало городища около Воткинского завода».

Уже после основания завода здесь снова возникла деревня, названная также Городище. В 1881 казанский археолог П.А.Пономарев провел здесь раскопки, а затем в 1887-м годах это древнее поселение исследовал А.А.Спицын, который начинал свою научную работу, будучи учителем Вятской гимназии. В результате были обнаружены обломки  жерновов, угли, шлаки и керамика.

Как считают современные исследователи, Городище являлось достаточно крупным поселением мазунинской культуры, оно возникло в III–V вв. н.э. Этот период для прикамских племен был переломным и отмечен значительным сдвигами в хозяйстве и социальной организации. Добыча и обработка железа, были теперь настолько освоены, что железо стало основным материалом для изготовления орудий труда и оружия, вытеснив почти все остальные виды сырья, что имело решающее значение для подъема производительности труда. Возрастает продуктивность земледелия и скотоводства, поэтому большое родовое хозяйство, которое вели до этого, начинает распадаться, семьи обособились, стали вести свое отдельное хозяйство. Люди, жившие здесь, умели выращивать овес, рожь ячмень. Мужчины занимались охотой и рыбной ловлей. Древние обитатели Городища умели делать глиняную посуду, фрагменты которой в большом количестве находили здесь еще в 60-е годы ХХ века. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что народ, населявший эти края, «не пребывал в первобытной  дикости, но для своего времени был примером для многих других». (А.А. Спицын)

Но нас всегда привлекает все таинственное, и прежде всего, неизвестный народ – «чучка», который, якобы проживал здесь. Легенды о нем известны на всём Урале, северо-западе России и даже Кольском полуострове. Предания о «чучке» или  чуди возникли не только в наших краях, а в новгородских землях в период, когда новгородские ушкуйники начали свое продвижение в сторону Урала и Сибири. Этот неведомый народ упоминается   даже в  знаменитой «Повести временных лет». По одной версии – они предки современных финнов, вепсов, коми, вогулов, которые жили в Сибири, чем дальше продвигались на восток русские люди, тем дальше распространялись предания о чуди и тем более емким, нарицательным становился термин «чудь». Но это только одна версия о происхождении таинственного народа, она более приземленная и менее романтичная. Есть и другая…

Историки и фольклористы давно спорят по поводу необычного и таинственного народа, т.н. «Чуди белоглазой», представители которой, в преданиях и сказах, отличались особой красотой, статью, обладали обширными и глубокими знаниями о природе…, но этот народ загадочно исчезает.

Известный русский художник, ученый и писатель Н.К. Рерих в книге «Сердце Азии» рассказывает о легенде, распространенной на Алтае. Легенда повествует, что жил некогда в хвойных лесах Алтая народ с темным цветом кожи, чудью назывался. Высокий, статный, знающий тайную науку земли. Но вот стала в тех местах расти белая береза, что означало, по древнему предсказанию, скорый приход сюда белого народа и их царя, который установит свой порядок. Люди выкопали ямы, поставили стойки, навалили сверху камни. Зашли в укрытия, вырвали стойки и камнями  засыпались. (Вот она, наша «епифановская история»!)

Этот совершенно непонятный поступок  добровольного уничтожения одного народа перед приходом другого, несколько проясняется другим вариантом легенды, приводимой в той же книге. Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями в неведомую страну. «Только не навсегда ушла Чудь, когда вернется счастливое время, и придут люди из Беловодья, и дадут всему народу великую науку, тогда придет Чудь со всеми добытыми сокровищами».

Сколько столетий назад обитала Чудь на Урале и куда ушла в свои подземные города - неизвестно. Возможно, что они жили здесь еще во времена древних греков. Так известный древнегреческий миф повествует о гиперборейцах, которые жили где-то за Рифейскими (Уральскими) горами. Народ этот жил счастливой жизнью: он не знал раздоров и болезней, смерть к людям приходила только от пресыщения жизнью.

Куда же ушла Чудь? Не в те ли подземные города, о которых рассказывали челябинской писательнице С.К.Власовой уральские рабочие: «Услышала я недавно в старом уральском заводе, будто все пещеры, какие ни есть на Урале, сообщаются между собой. Будто таятся между ними лазы, то широкие, как Кунгурские ямы, эти провалы земные, то тонюсенькие, как золотые нити. Говорят также, что когда-то в стародавние времена перейти из пещеры в пещеру труда не составляло – торная дорога была. Правда, кто ее торил, неведомо – то ли человеки, чудю незнаемая, то ли нечистая сила… ». И не отголоски ли этих легенд о «чуди белоглазой», наши рассказ о подземных ходах, что ведут из Благовещенского собора и проходят под всем Воткинском? Собор по легенде был как раз расположен на холме или бугре, как их у нас называют, а все холмы-бугры на Урале связаны с сооружениями  таинственного древнего  народа.

Но самое удивительное, это то, что когда на сайте Музея истории и культуры г. Воткинска (http://votmuseum.ru) появилась публикация  о Воткинском Городище и фотография керамики, найденной там, не нее обратил внимание Валерий Алексеевич Чудинов – советский и российский философ и методолог науки, доктор философских наук, профессор. Он получил известность после заявлений о прочтении тайнописного наследия, зашифрованного в остатках материальной культуры древних цивилизаций. Работы Чудинова, претендующие на открытия в области эпиграфики и палеографии, не признаются академической наукой, а историки и лингвисты причисляют его концепцию к жанру фолк-хистори. В общем, личность яркая, а открытия историка весьма неоднозначны. Но он умудрился увидеть на фотографии фрагментов керамики, собранной на Городище целое послание, написанное на древнерусском языке веков. (http://chudinov.ru/rurikmedali/2/).

Итак,  легенды о Воткинском  городище не умирают,  продолжают жить, а наши современники  дополняют их  новыми подробностями!

 

А. Скачкова – н/с музея истории и культуры г. Воткинска