Как наши земляки пар приручили…

6 мая 2017 года в Музее  истории и культуры г. Воткинска  открылась  выставка «Поезд мчится… История  города-завода, в лицах, событиях, фактах», об этом уже  сообщала  газета  «Воткинские вести » от 19 мая 2017г. На выставке представлены материалы, рассказывающие  не просто о поступательном развитии заводского производства, но о людях, создававших уникальную технику и технологии.  И делали они это не только ради научного интереса и  желания заработать, в чем нет ничего предосудительного, они трудились  для России и во славу России. И, как показало время, этот мотив был преобладающим!

Эта публикация станет первой из цикла «Они трудились во славу России», о замечательных инженерах и мастерах Воткинского завода, истории которых представлены в экспозиции.

Поскольку первая часть названия выставки – «Поезд мчится…», то первый рассказ и будет посвящен истории паровозостроения на Воткинском заводе, а значит и  истории России.

         149 лет назад, в 1868 году воткинский завод приступил к освоению нового производства – паровозостроения,  за 20 лет до этого события   на заводе приступили к судостроению, 6 сентября 1847 года состоялась закладка корпуса первого парохода. Таким образом, к 60-м годам ХIХ века воткинские рабочие имели уже достаточный опыт изготовления котельного и сортового железа, паровых машин для судов, поэтому они и сумели в короткие сроки освоить паровозостроение. В этот период начинает активно развиваться железнодорожная сеть страны,  и России необходимо было наладить производство собственных локомотивов.

П.Г. Иванов  в своей монографии «Очерк истории и статистики русского заводского паровозостроения» (Петроград, 1920г.) отмечал: «В 1869 г. были почти одновременно выпущены первые паровозы несколькими русскими заводами: Коломенским, Невским и Воткинским. В следующем, 1870 г. начался выпуск паровозов Мальцовскими заводами. К концу ХIХ века начал выпуск паровозов еще ряд заводов: в 1892 г. – Брянский, в 1894 г. – Путиловский, в 1897 г. – Харьковский, в 1898 г. – Сормовский и в 1900 г. – Луганский.

Таким образом, Воткинский завод  стал одним из пионеров отечественного паровозостроения. В максимально короткие сроки освоить новое производство удалось благодаря опыту, инициативе, эрудиции горного инженера Владимира Александровича Алексеева,  уже  к сентябрю 1869 года два первых паровоза были готовы. Чтобы заявить о себе, воткинцы приняли решение об участии в XIV Всероссийской мануфактурной выставке, открытой в  Санкт-Петербурге. Она работала с 15 мая по 1 августа 1870 г. и размещалась на территории Литейного Соляного городка.

Обозреватели отмечали, что впервые «выставка… выстроена нарочно, на манер всемирных лондонской и парижской, но совершенно в оригинальном стиле, который многими признан чисто русским архитектурным стилем». Экспонаты выставки распределялись по семи основным разделам: хлопчатобумажное производство; дерево и продукты ископаемые; химические продукты; руды, металлы и изделия из них; машины и аппараты;  продукты питания; приложения рисования и лепления к промышленности. Она рассказывала о разных народах, населявших Россию, их традициях и промыслах. На эту выставку и представили воткинцы свой паровоз, верно рассчитав, что именно здесь можно заявить о новом производстве максимальному количеству не просто любопытсвующей публики, но и  привлечь внимание потенциальных заказчиков. И действительно, воткинский паровоз показал себя  с самой лучшей стороны: с поездом весом в 260 тонн он развил скорость до 60 км. в час.  А  организаторам выставки, пришлось проложить временные рельсы  от Николаевского (Московского) вокзала, чтобы обеспечить доставку  этих крупногабаритных экспонатов, так великолепно себя зарекомендовавших.  Изделия воткинцев, представленные в столице, смогли увидеть - более 321 000 человек. Рекордным было и количество участников выставки -  3150.  (Городок для экспозиций – Новые Известия https://newizv.ru/news/society/02-04-2010/124451-gorodok-dlja-ekspozici).

Уже на следующий год был получил заказ на 16 локомотивов, одновременно шло конструктивное улучшение паровозов.  В 1882 году Воткинский завод представил на  XV Всероссийской промышленно-художественной выставке в  Москве, проходившей  с 20 мая по 15 сентября, восьмиколесный товарный локомотив, сделанный «исключительно из русских, по преимуществу местных, материалов». Состоявшаяся выставка также стала событием в истории России, за четыре месяца работы её посетило более миллиона человек. Общее количество участников достигло 5813. Уникальная экспозиция, насчитывавшая 6852 партии предметов, была тематически разбита на 14 отделов и 121 группу. ( Корепанова С. А. Выставочная деятельность в России в XIX веке: Промышленные и научно-промышленные выставки,  Екатеринбург, 2005)

Интересно отметить, на Всероссийской выставке состоялось первое исполнение  Торжественной увертюры «1812 год» П.И.Чайковского. Композитор получил заказ на создание музыки в 1880 году, произведение посвящено великой победе русских войск в войне с Наполеоном и приурочено к 25-й годовщине восшествия на престол императора Александра II. Премьера сочинения состоялось 8 августа 1882 года, в рамках мероприятий выставки, вот такая удивительная встреча!

Выпуск паровозов широкой колеи продолжался более полувека, что стало славной страницей истории не только Воткинского завода, но и всей страны.

И в заключение хотелось бы отметить, что  история обуздания пара и создание паровоза тема очень близкая мастеровым Урала. Недаром наш земляк Е.А.Пермяк  даже сказку написал «Как самовар запрягли». Есть там такие строки: «Сидит как-то Фока Фокич — чай пьет. А из самовара через паровик густо пар валит. Со свистом. Даже чайник на конфорке вздрагивает.

 — Ишь ты, какая сила пропадает! Не худо бы тебя на работу приставить, — говорит Фока Фокич и соображает, как это сделать можно…».

Возможно, писатель прекрасно знал про талантливых земляков, сделавших немало для «приручения пара». Если говорить о тех, кто первым начал внедрять силу пара на производстве, то нельзя не вспомнить Льва Федоровича Сабакина - выдающегося русского  механика, работавшего на Воткинском заводе в начале ХIХ века. Уроженец города  Старицы,  с 1776 по 1784 год выполнял обязанности главного губернского механика Твери, откуда  прибыл на Урал  в 1800 году.

 Лев Фёдорович  был знаменит тем, что в 1787 году  побывал в Великобритании, где встречался с Джеймсом Уаттом, и по возвращении в Россию издал книгу о паровой машине Уатта. В 1803 году Сабакин построил для Берёзовских золотых промыслов одноцилиндровую паровую машину. А спустя два года  прибыл на Камско-Воткинский завод, где усовершенствовал листопрокатный стан, установил станки для вырезки картечных поддонов из листового железа, «машины для подъема воды на крыши фабрик к предотвращению пожара», копер высокой производительности, улучшил воздуходувную машину. При Сабакине завод впервые изготовил сконструированные им станки для нарезки винтов и распространил их на Гороблагодатские заводы. В семье Сабакина  воспитывался внук Павел Аносов, в будущем - выдающийся металлург, изобретатель русского булата. Дед сумел передать своем у внуку самое главное богатство -  «самохотную выучку и любопытное знание», как говорили в старину про талантливых русских изобретателей.

Не пора ли нам приоткрыть завесу истории, чтобы узнать истину о великом прошлом России, недаром еще  Ф.Тютчев писал: «Ты долго ль будешь за туманом//Скрываться, Русская звезда?»

 

А. Скачкова – научный сотрудник

МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска.

 

На фото – паровоз, изготовленный на Воткинском казенном заводе, 

фото из  коллекции  фондов МАУ «Музей истории и культуры г.Воткинска»

Иллюстрированное описание Мануфактурной выставки в Петербурге,  фото из каталога