Историческая справка о существовании в Воткинске яхт-клуба подготовлена по материалам фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»

    В центре города располагается огромный пруд – искусственное водохранилище, созданное  для нужд завода в сер. ХVIII века, поэтому пруд уже  с начала своего возникновения использовался для перевозки по нему необходимых хозяйственных грузов. С началом пароходостроения  на Воткинском заводе, его руководство стало рассматривать пруд, как удобную транспортную артерию, поэтому к концу ХIХ века по пруду плавали катера и баржи, перевозящие грузы для завода. Воткинцы всегда рассматривали пруд не только, как необходимую хозяйственную часть завода, но и как место отдыха. Не случайно, известный заводской судостроитель – Захар Васильевич Сумароков с 1912 года - заведовавший техническим судостроительным бюро,  имел катера  на пруду, сделанные по собственному проекту. Вероятнее всего именно он стоял у истоков Воткинского яхт-клуба.

         Краткая историческая справка: родился в 1876 году в Воткинске, окончил в 1892 году Воткинское Окружное училище,  в 1916 году экстерном – Воткинское механико-техническое училище. Поступил на службу на Воткинский завод в 1892 году. Его отец – Василий Яковлевич Сумароков также трудился на заводе, был награжден почетным кафтаном – самой желанной наградой для мастерового. (см. семейное фото. Захар Васильевич был во многом талантливым мастером, всё время что-то придумывал и изобретал в своей мастерской. Его изделия удивляли родных и знакомых, будь то быстроходный катер или «домашний» фонтан. У него было два катера собственного изготовления «Стрела» и «Радуга», на которых катались по Воткинскому пруду.

По-видимому,  катера, яхты существовали здесь и раньше, косвенным подтверждением может служить рисунок В.А.Жуковского, сделанный им с балкона дома горного начальника 22 мая 1837 года (см. рисунок)

         Яхт-клуб по воспоминаниям старожилов располагался в конце плотины, в начале улицы Господской (ныне Чайковского). И это не случайно, именно здесь приставали пароходы, на которых привозили древесину для завода, т.е. место было выбрано не случайно.

         К сожалению, документальных подтверждений факта в музее нет, рекомендуем обратиться в Музей истории завода (большинство материалов, связанных с деятельностью завода отложилось именно там), наверняка, Ломаев Ю.А. – бывший директор музея сможет помочь в данном вопросе.

         Но большая часть документов, связанная с историей завода и деятельностью общественных организаций на нем до 1917 года отложилась в фондах ЦГА УР (г.Ижевск, ф.212) и ГАКО (г.Киров), поскольку в прошлом мы относились к Вятской губернии

Фотографии и материалы – из фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска», опубликованы на сайте музея votmuseum.ru.

         Справку подготовила заведующая научно–просветительским отделом МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»        Карпеева А.П.

 

   

 

Фото 1 – из коллекции фондов МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска». Вид Воткинска с Каменной горы, фото З.В.Сумарокова.

Захар Васильевич Сумароков, родился в 1876 году в Воткинске, окончил в 1892 году Воткинское Окружное училище, а в 1916 году экстерном – Воткинское механико-техническое училище. Поступил на службу на Воткинский завод в 1892 году. С 1912 года - заведовал техническим судостроительным бюро. Увлекался фотографией, сделал большое количество  снимков, характеризующих обычаи, традиции Воткинска, как горного города. Умер от тифа в Сибири в годы гражданской войны, при отступлении из Воткинска с частями Народной армии.