В музее – «Прелесть вышитой картины»

20 апреля в Музее истории и культуры г. Воткинска открылась выставка «Прелесть вышитой картины», ставшая уже традиционной. На этот раз на ней представлены  218 работ 56 мастеров «изящного стежка». На Руси издревле вышивка была одним из самых любимых и распространенных видов декоративно-прикладного народного творчества. Все женщины от мала до велика, владели этим искусством в совершенстве. Следует отметить, что согласно народным представлениям, вышивание — это не простая «украса», а сакральный процесс. В традиционной народной культуре орнаментальные композиции выполнялись с целью создания оберега — магического средства охранить владельца от болезней, бед и напастей. Любопытная подробность: особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. 

Народная вышивка - один из самых трудоемких и самобытных видов народного искусства России. Зимними вечерами сидели за пяльцами русские девушки и женщины, украшая свой быт удивительными вышивками. Костюмы, подзоры, полотенца и другие предметы убранства интерьера из льняного холста после прикосновения иглы становились произведениями искусства. Владение техникой вышивки, знание вышивальщицами огромного количества швов, позволяло выполнять изделия на высоком художественном уровне и передавать свое мастерство из поколения в поколение. Русский народный костюм, украшенный вышивкой, представлял собой большую ценность: его можно было отнести к категории движимого имущества, которое передавалось по наследству. Качество же выполнения технических приемов вышивки, основанное на навыках, обеспечивало долговечность вещи. Оно достигалось невероятным терпением, усидчивостью и мастерством вышивальщиц, что позволило искусству вышивки войти в современный быт.

Пожалуй, впервые мир узнал об удивительных русских мастерицах во время работы Всемирной выставки 1900 года в Париже, проходившей  с 15 апреля по 12 ноября 1900 года. Россия занимала на ней 17 из положенных всем участникам выставки 18-ти павильонов, в оном из которых парижане и гости столицы Франции могли ознакомиться с уникальной коллекцией русских костюмов, которые были привезены из частного московского «Музея Старины», по крупицам выстроенного Натальей Шабельской, созданный ею в начале 90-х гг. XIX века. Здесь были собраны старинные русские костюмы (крестьянские, купеческие, городские, старообрядческие) всех  губерний России;  головные уборы, шерстяные и шелковые платки, образцы старинных вышивок, кружев, материи, прялки, пряничные доски,  игрушки, предметы археологии. Их количество насчитывало  к 1904 г. более 20 000 предметов. Многие коллекции «Музея Старины» позднее поступили в собрание Российского Этнографического музея.

При подготовке «ВЫШИТОГО ВЕРНИСАЖА» - 2018 сотрудники музея,  также хотели бы подчеркнуть преемственность творческих традиций «запечатленной нитью красоты» (Д.С.Лихачев), поэтому  не случайно  в экспозиции представлена уникальная женская крестьянская рубашка, вся украшенная вышивкой. Работа настолько тонкая, изящная, что все специалисты отмечают  с каким вкусом и мастерством выполнена эта простая,  с точки зрения обывателя вещь. Она относится к числу первых экспонатов, поступивши в музей полвека назад, носила ее молодая девушка – подросток, жившая на территории Камско-Воткинского горного округа. По всей вероятности, создали этот вышитый шедевр в 80-е годы ХIХ века.  Как считают специалисты, эта крестьянская девичья рубашка  характерна для русского Севера, но ее могли носить и выходцы из Пензенской губернии, прибывшие на Воткинский завод  после рекрутских наборов в 30-е годы ХIХ века.

На Пензенской земле сформировались два основных вида традиционного русского женского костюма: понёвный, характерный для всех южных губерний, и сарафанный, происхождение которого связано с северорусскими землями. Главным отличием южнорусского женского костюма является поясная женская одежда понёва – особого кроя древнейшая юбка древнейшая распашная, не сшитая в передней части. Поневу надевали поверх длинной прямой рубахи, кроме того носили наплечные одежды, без которых не принято было выходить на улицу: нагрудники, шушпаны, рукавники, запоны.  Женская рубашка из коллекции музея как раз соответствует комплекту: понева-рубаха, но вышитый   узор напротив, характерен для   традиции  Вологодской губернии. В его цветовом решении преобладают уже традиционные для крестьянской одежды севера цвета -контрастирующие красный и белый. В узоре нагрудника – изображения женских фигур, и отражающие представления древних славян о языческом божестве – Мокоше (Макоше)

В коллекции фондов Музея истории и культуры г. Воткинска хранятся и образцы схем вышивок I половины ХХ века, а вышивки отражают модные тенденции уже другого времени. Эти схемы передавали от мастерицы к мастерице, копировали, добавляли что-то свое, так получались уникальные уже «авторские работы». Некоторые из этих схем также представлены на выставке.

Сейчас интерес к вышитой картине необычайно велик, и наряду с вышивкой, украшающей одежду, полотенце, скатерти, салфетки, стала очень популярна  «вышитая живопись»,  сложность сюжетов которой просто потрясает. В «нитяном» исполнении вы можете увидеть  «Утро в сосновом бору»  по мотивам картины И.Шишкина, портреты современниц и картины природы, анималистические сюжеты и изящные натюрморты, вышитую икону и  детские портреты…

Техника «вышитой живописи» самая разная: вышивка гладью, крестиком; вышивка лентами и бисером, смешанная техника. 

Хотелось бы отметить, что среди таких уникальных художников есть не только женщины, но и мужчины. Владимир Викторович Власов и Леонид Леонидович Шадрин - неоднократные участники «вышитого вернисажа». Они являются настоящими «продолжателями» традиций воткинских мастеровых и крестьянства заводского округа. Про многих из них говорили: «могут все: сделать подкову, лошадь подковать, дом построить. замок «спроворить», машинку «Зингер» починить, на ней же платье сшить, да еще и кружевом украсить!» Настоящий мужчина должен все уметь! 

Возраст участников выставки самый разный от 11 лет, когда только начинается дорога к творчеству  и до 80, когда работы  мастериц поражают своей мудростью и в то же время юношеским задором!

Мастера «тонкой иглы» считают 10 ноября – день Параскевы Пятницы своим праздником, и отмечают  Международный день вышивальщицы. В это день было принято показывать и обсуждать уже готовые вышивки, в общем, в этот день собирался художественный совет, куда входили все друзья и близкие!

 

Итак, выставка открылась, «вышитая весна» музея началась.

 

А. Скачкова – научный сотрудник МАУ «Музей истории и культуры  г. Воткинска»