«Экскурсионный паровозик» в Воткинске

В 2018 году исполняется 150 лет с момента выпуска, на Воткинском заводе, первого паровоза. К этой дате сотрудниками Музея истории и культуры  г. Воткинска разработана уникальная тематическая экскурсия по плотине и набережной города, «изюминка» предлагаемой экскурсии заключается в том, что передвигаться предлагается на «Экскурсионном паровозике». Открытие истории родного города, «узнавание» его истории во время путешествия - это интересно, неожиданно и весело! Наш паровозик - это еще одна настоящая «машина времени», благодаря которой мы не только путешествуем по ПЛОТИНЕ и НАБЕРЕЖНОЙ и учимся запоминать и отличать эти два понятия, мы по-новому начинаем видеть наш необыкновенный город, чудесный пруд, восхитительные природные ландшафты.

Недаром академик Д.С. Лихачев писал: «Русский пейзаж в основном формировался усилиями двух великих культур: культуры человека, смягчающего резкости природы, и культуры природы, в свою очередь смягчавшей все нарушения равновесия, которые невольно вносил в нее человек. Ландшафт создавался, с одной стороны, природой, готовой освоить и прикрыть все, что,  так или иначе нарушил человек, и с другой — человеком, мягчившим землю своим трудом и смягчавшим пейзаж. Обе культуры как бы поправляли друг друга и создавали ее человечность и приволье». И все это мы можем увидеть, почувствовать, любуясь берегами пруда, которые «проплывают за бортом» нашего паровозика.

Но наше историческое путешествие началось этим летом не случайно, 150 лет назад на Воткинском заводе приступили к изготовлению паровозов. Событие - важнейшее не только в истории нашего градообразующего предприятия, но и в истории промышленности России.

Интересно отметить, что в ХIХ веке на заре пароходо- и паровозостроения существовало понятие «сухопутные и морские пароходы». Два слова какое-то время существовали как синонимы. Так, например, «Горный журнал» в 1835 году писал, что Е. А. и М. Е. Черепановы на Нижнетагильских горных заводах Демидовых в 1833 году построили «сухопутный пароход». Вскоре,  однако, произошло разграничение этих понятий, и в «Церковно-славянском словаре русского языка» (1847г.) проводится четкое разграничение понятий: паровоз - это «повозка, движимая силою паров», а пароход – «водоходное судно, приводимое в движение парами». Но в литературе еще какое-то время продолжало употребляться существительное пароход в старом значении. Например,  в известной "Попутной песне" М. И. Глинки на слова Н. В. Кукольника, созданной 15 июля 1840 года, по случаю открытия первой железной дороги между Петербургом и Царским Селом, поется:

«Дым столбом - кипит, дымится 
Пароход. 
Пестрота, разгул, волненье, 
Ожиданье, нетерпенье... 
Православный веселится 
Наш народ. 
И быстрее, шибче воли 
Поезд мчится в чистом поле...» 

Вот такие исторические, музыкальные и литературные открытия можно сделать, путешествуя на нашем «Экскурсионном паровозике». Первыми пассажирами  стали гости из Санкт-Петербурга, что очень символично. У нас так много исторических связей с этим городом, что по - другому просто быть и не могло! Недаром Воткинск называли в ХIХ веке «малым Петербургом»... Наши путешественники оказались удивительными, добрыми, открытыми людьми. Путешествие прошло просто прекрасно!

Открыли для себя  родной город во время  необычной экскурсии воспитанники детского сада №1 и 6, к нам присоединились жители Воткинска... Итак, друзья, в добрый путь!

Подробности о том, как можно организовать путешествие, вы узнаете, если позвоните в Музей истории и культуры г. Воткинска  по тел. 5-15-93, наш  адрес: ул. Кирова, 5.

 

А.Карпеева – зав. научно-просветительским отделом МАУ «Музей истории и культуры г. Воткинска»