«Чугунное кружево» в музее

Нигде в мире искусство чугунного художественного литья не заслужило такой славы, как в России. «Будничный» сплав — чугун приобрел в руках талантливых русских мастеров особое звучание, став обычным материалом монументальных скульптур, изящных предметов прикладного назначения и кабинетных статуарных отливок. Чугунное литье – это  «визитная карточка» Урала и России в целом.  Знаменитый в прошлом «чугунный бренд» России только сейчас вновь открывают для себя наши соотечественники, еще меньше знают о нем за рубежом.

С 30 сентября 2016 года по 22 января 2017 года  в залах Сытного двора в Коломенском работала выставка «Искусство, рожденное огнем. Художественное литье Урала XVIII–XXI вв.», посвященная знаменитому художественному литью из чугуна. Уникальность выставочного проекта состояла в том, что  здесь была собрана коллекция предметов из собраний двадцати музеев России. Это музеи Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Перми, Златоуста, Челябинска, Ярославля. На выставку прислали свои произведения предприятия прославленного во всем мире чугунолитейного центра Касли. В проекте участвовали тринадцать коллекционеров из разных городов и два московских антикварных салона. На выставке экспонировалось более 1500 произведений декоративно-прикладного искусства: это литье  Каслинского, Кусинсого заводов, изделия златоустовских, пермских,  нижнетагильских литейщиков. Наряду с этими знаменитыми мастерами «изящного чугуна»  на выставке были представлены и изделия Воткинского завода. Согласитесь, быть в такой компании весьма почетно!

В Музее истории и культуры г. Воткинска также собрана  большая коллекция чугунного бытового литья воткинских мастеров, и в юбилейный музейный год впервые в истории предстала она во всем своем «чугунном великолепии».  «Чугунное кружево», назвали вернисаж сотрудники музея, и он стал таким образом, «воткинском продолжением» московской выставки 2016-2017гг. Это более 120  предметов из собрания музея,  все они сделаны из хрупкого и тяжелого материала - чугуна, но многие из них поражают филигранным исполнением, эта коллекция могла бы составить честь любому крупному музейному собранию.

Итак, как же родилось наше «ЧУГУННОЕ КРУЖЕВО»? Его начали «плести» уральские мастера еще в первой четверти XVIII в., когда  на Среднем Урале было построено 71 металлургическое предприятие, в том числе 27 казенных и 44 частных заводов, на которых плавили металлы разных сортов, отливали пушки и орудийные припасы для военного ведомства, изготовляли чугунную посуду и различные изделия для собственных заводских нужд и на продажу.

21 сентября 1759 года Воткинский завод дал первую продукцию – кричное железо, Спустя 50 лет продукция завода и его мастера были известны далеко за пределами Урала.  К началу ХIХ века и относятся первые косвенные упоминания о воткинском литье и мастерах. Так, в 1810 г. на Воткинский завод прибыл скульптор Карл Пост. К нему для усвоения навыков работы по камню и металлу были прикреплены дети мастеровых Василий Быстров и Иван Степанов. В 1816 году в Екатеринбург для обучения медальерному  искусству были направлены школьники Александр Шемякин и Григорий Попов, которые проходили подготовку при Екатеринбургском монетном дворе. Спустя 2 года департамент горных и соляных дел распорядился прислать  с Камско-Воткинского завода двух подростков, для обучения  их в Академии художеств. Были отобраны Яков Грахов и Василий Шалавин с тем, чтобы один из них был обучен архитектуре, а другой -  скульптурному и литейному делу. Однако приемные испытания показали их недостаточную подготовленность, и они оказалась в числе музыкантов Горного кадетского корпуса. Тем не менее, попытки обучения будущих художников, литейщиков, скульпторов были сделаны. И в первой половине XIX века на заводе уже появляются  первые чугунные картины. К сожалению, весьма немногие из них имеют  клеймо Воткинского завода, и мы можем атрибутировать их лишь по косвенным признакам.

В соответствии с Уставом о промышленности фабричной и заводской 1879 г. (раздел «О клеймении изделий русских мануфактур фабрик и заводов») обязательному клеймению продукция не подлежала как при производстве на экспорт, так и в случае сбыта на внутреннем рынке. Поэтому не только Воткинский, но и многие другие уральские заводы, а их более 30,  для которых производство литых изделий не было первостепенным,  не ставили клейма. Но наши мастера-литейщики всегда отличались своей «особинкой», умением найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. «Хорошо», – рассуждали они, «клеймо на изделии ставить не будем, но отольем его так, что  сразу видно будет – делано на Воткинском заводе!»

Так и случилось. Только воткинские мастера отливали уникальные подсвечники в форме якоря, работа, что называется, была сделана с натуры. Это были миниатюрные копии «Памятника – Якоря», горделиво возвышавшегося над прудом… Мотив якоря был излюбленным в Воткинске и повторялся в деревянной резьбе домов мастеровых.

Вот и самобытный сувенир непохожий  на другие!

К числу «чугунных картин» можно отнести и  уникальные печные дверцы – вещь в доме необходимая! На одной из них видны мастера  в интерьере старинного цеха с арочными окнами: рабочий в широкополой шляпе, льющего раскаленный металл в невысокие опоки. Рядом с ним стоит   помощник,   вытирающий пот со лба, или заслоняющий лицо от жара металла. И хотя в настоящее время также  выявлены печные дверцы с подобным сюжетом, отлитые на Мальцовском (Калужская губерния)  и Дубенском (Тульская губерния)чугунолитейном заводе, специалисты отмечают, что «тонкость и качество отливки их во многом уступает воткинской»…

Отливали  наши мастера  и вещи обыденного назначения. По данным ГАСО (г. Екатеринбург), в 1892 году на заводе изготовили 5 колосников (для печей)  - типичные образцына сумму 12 руб. 64 коп., рамок – 1, блюд чугунных – 1 на сумму 3 руб. Рамки, колосники, блюда – типичные образцы изделий воткинских рабочих.

Одно из лучших произведений воткинских мастеров – это памятные литые блюда Воткинского завода, выполненные к 125-летию пребывания завода в казне Блюдо, подготовленное для экспонирования на Урало-Сибирской научно-промышленной выставке(1887г.) оказалось одним из лучших экспонатов Воткинского завода. Это своего рода «литой путеводитель» по истории Воткинска. На блюде мы можем видеть герб Российской империи и Вятской губернии. В центральной части блюда – изображение главного корпуса завода – Николаевской башни, а также – очень четкие изображения первого парохода «Астрабад» построенного на заводе (к настоящему времени это единственное его достоверное изображение),  а также паровоза – также продукции завода. На полях блюда в овальных медальонах – изображения продукции завода и рабочие инструменты. Даже в настоящее время, используя все современные достижения технической мысли, сделать такое произведение искусства и технической мысли совсем не просто!

Рассказывать  о чугунных «кружевных чудесах» можно долго, но лучше один раз увидеть, потому что глядя на привычные  бытовые вещицы и украшения из чугуна, мы редко задумываемся, что это – результат соединения высочайшего уровня металлургии и кадрового корпуса мастеров, равных которым не было во всей Европе.