«От доски до доски» или книги с непростой судьбой

        В Музее истории и культуры г. Воткинска в преддверии 1 сентября –  Дня Знаний, открылась выставка «От доски до доски», где   представлены уникальные образцы старопечатных и рукописных книг, бытовавшие на территории Камско-Воткинского горного округа. Эти книги хранились в семьях старообрядцев, их немало проживало на территории округа, для староверов или кержаков, как иногда называют,  было характерно особенное отношение к  книге. Недаром древнерусский писатель, просветитель Даниил Заточник (которого знали многие крестьянские книжники!) сказал однажды: «...Как пчела, припадая к разным цветам, собирает мед в соты, так и я по многим книгам собирал сладость слов и смысл их собрал, как в мех воды морские».

         Выставка по-настоящему уникальна, а для нас она важна еще тем, что все книги, представленные в экспозиции, были собраны на территории Воткинского района. Здесь можно увидеть самые разнообразные издания: «Псалтырь», отпечатанный в Московской типографии Свято-Троицкой Введенской церкви в 1863 году;  рукописный «Псалтырь», где тщательно записаны полууставом  избранные псалмы, тропари с молитвами, тропари покаянные, книга  бытовала среди старообрядцев Камско-Воткинского горного округа. На книжном вернисаже есть возможность познакомиться  со «Святцами  или Месяцесловом для частного пользования», конца ХIХ века.   Московская  университетская типографии в 1858 году издала  книгу «Преподобного и  богоносного  отца нашего Марка Подвижника нравственно-подвижнические слова».

         Но самое уникальное  издание, представленное здесь это, конечно,  «Тетраевангелие» или «Четвероевангелие»,  собравшее все четыре канонических Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Книга датируется 1627 годом, отпечатана  в Московском печатном дворе. В это время он был крупнейшей типографией, издающей книги кириллическим шрифтом. Его продукция распространялась по всей территории Русского государства  и за его пределами. 85% книг, издающихся здесь были необходимы для «церковного обихода», 12% - это  - духовная, но не литургическая литература и лишь 1,6%   - буквари,  и всего 7  книг нерелигиозного содержания  было напечатано в этой типографии в ХVII веке.

         «Тетраевангелие» –  наверное, самая старая книга не только в коллекции музея, но и в коллекции библиотек  Воткинска и района.  История ее появления в музее весьма таинственна, известно, что еще до создания музея, в начале 60-х годов она была передана краеведу В.Н. Ступишину, и была в числе первых экспонатов, предназначавшихся для будущего музея, но кто ее предал? Записи об этом у  педантичного и скрупулезного Валериана Николаевича не  сделано, что не случайно.  В то время отнюдь не приветствовался  интерес к церковной литературе, к истории русской православной церкви, а по большому счету – интерес к нашей духовной культуре, поэтому даже указывать имя дарителя было не всегда возможно.

         Следующая книга, о которой также хотелось бы рассказать чуть подробнее –

это  «Камень веры» Стефана Яворского,  книга издана в 1749 году, а на обороте её титульного листа есть надпись о приобретении книги в 1807 году за 3 рубля. Это баснословная по тем временам сумма, для сравнения заработок мастерового на Камско-Воткинском заводе  тогда составлял около 10 рублей в месяц.

         Эта книга с также с очень непростой судьбой. «Камень веры» – главное богословское полемическое сочинение рязанского митрополита Стефана (Яворского). Митрополит Стефан (Яворский; 1658-1722), безусловно, является одной  из ярких личностей Петровских времен. С детства, имея большую склонность к наукам, он получил об­ширное образование и преподавал в Киевской академии. В 1700 году Киевский митрополит Варлаам (Ясинский) отправил его в Москву для посвящения себе в викарии. Но здесь его ждал неожиданный поворот событий. В Москве на похоронах боярина Шеина Стефан произнес речь, поразившую царя Петра I, который пред­ложил ему Рязанскую кафедру. Так неожи­данно он стал митрополитом Рязанским и, пос­ле смерти Патриарха Адриана, Местоблюсти­телем Патриаршего престола.

         Митрополит Стефан, дружил со святителем Димитрием Ростовским (1651-1709). Это были люди одного духа. У них даже был уговор, что когда один из них умрет, то другой приедет его отпевать. Так и случилось. Святи­теля Димитрия Ростовского отпевал митропо­лит Стефан (Яворский). И для нас, жителей Воткинска и района это важно, т.к.  Димитрий  Ростовский – святой покровитель нашего края.

          Суть книги  «Камень веры» состоит в отстаивании  нерушимости догматов православия.   Митрополиту было сказано от лица Петра I, что это сочинение вредно для го­сударства, нуждавшегося в привлечении ино­странцев, и не будет напечатано. Упрямый митрополит оставался при своем мнении, что весьма испортило его отношения с всесильным императором Петром, не терпевшим возражения по таким принципиальным вопросам. При жизни Стефана книга не была напечатана, ее издали лишь в 1728 году. Печать тиража продолжалась и в 1729 году в Москве.  «Камень веры» имел огромный успех: первое же  издание  в количестве 1200 экземпляров  (огромный по тем временам тираж) разошлось весьма быстро и вскоре потребовалось еще,   в 1730 году её переиздают   в Киеве.

         Но времена меняются и Высочайшим указом императрицы Анны Иоанновны от 19 августа 1732 года книга «Камень веры» была запрещена. Издателя книги архиепископа Феофилакта  лишили сана, заточили в Кириллов монастырь, затем пытали в тайной канцелярии… Лишь спустя 17 лет в 1749 году, когда Россией правила императрица  Елизавета Петровна, состоялось ее третье издание, которое есть в коллекции нашего музея.

 

А. Скачкова – н/с музея истории и культуры г. Воткинска