«Небесный тихоход» из Воткинска»

6 мая 2016 года, в преддверии Дня Победы, в День Георгия Победоносца – покровителя воинов и земледельцев  в Музее истории и культуры города открылась выставка «Небесный тихоход» из Воткинска», посвященная сразу нескольким значимым датам в истории: 71-й годовщине Великой Победы, 80-летию открытия аэроклуба  в Воткинске  и  Году российского кино.

На рассвете 22 июня 1941 года, без объявления войны, германская армия всей своей мощью обрушилась на советскую землю. А в это самое трудное время начала войны,  советская авиация уже наносила ощутимые удары по врагу. Иногда в печати высказывается мнение о том, что авиация РККА в первый период Великой Отечественной войны действовала неактивно: в воздухе было мало наших самолетов. Однако история ВВС и данные архивов Министерства обороны показывают, что в действительности дело обстояло несколько иначе.

22 июня более 50% всей авиации Германии было брошено в бой. Многочисленные группы фашистских бомбардировщиков атаковали 66 наших приграничных аэродромов, на которых базировалось 70% всех авиаполков, в короткий срок потери составили около 1000 самолетов.  Часть аэродромов и баз подверглись ударам дальней артиллерии.

Но в то же время, только в течение первого дня войны летчики ВВС Красной армии совершили более шести тысяч вылетов и уничтожили свыше 200 самолетов противника в воздухе. Нередко они шли на таран фашистских стервятников. Первый таран в Великой Отечественной войне был совершен на рассвете 22 июня (около 5 часов) старшим лейтенантом Иваном  Ивановым. Это произошло в небе над Ровенской областью, примерно  в том же районе, где в 1914 году русский летчик Петр Нестеров впервые в мире таранил австрийский  самолет-разведчик. В первый день войны применили таран 16 летчиков ВВС Красной Армии.

4 августа группа советских самолетов дальней авиации Балтфлота  перелетела на остров Сааремаа в Балтийском море, и приступила к подготовке налетов на Берлин. Остров к этому времени находился практически в тылу фашистских войск, к тому же его аэродром Кагул предназначался для базирования истребителей и имел 1300-метровую земляную взлетно-посадочную полосу, чего было явно маловато для тяжелых бомбардировщиков ДБ-3Ф.  Но выбирать было не из чего, поэтому ставку делали на мастерство экипажей. А мастерство от летчиков и на самом деле требовалось немалое, им предстояло взлетать с короткой земляной полосы, имея на внешней подвеске почти по тонне бомб. Любая ошибка грозила гибелью самолета и экипажа. 8 августа 1941 года  группа советских самолетов дальней авиации Балтийского флота нанесла бомбовый удар по военным объектам в районе Берлина. Героические полёты на Берлин повторялись 9 и 19 августа. Штурманом одного из самолетов был бывший формовщик завода Герман Иванович Швецов, награжденный за выполнение боевого задания орденом Красного Знамени.

Но начиналась славная  история героических летчиков с аэроклубов, секций планеристов, кружков парашютистов, которые возникали в СССР, благодаря созданию 23 января 1927 года Общества  содействия обороне, авиационному и химическому строительству (ОСОАВИАХИМ). С первых дней своего существования ОСОАВИАХИМ развернул широкую авиационную пропаганду. Стране, находившейся во враждебном окружении, нужен был свой Воздушный Флот, нужны были летные кадры. Брошенные в массы лозунги:  «От модели – к планеру, от планера – на самолет!», «Комсомолец, на самолет!», стал девизом молодежи 30-х годов.

Вопрос об организации  аэроклуба в Воткинске обсуждался  на пленуме райсовета Осоавиахима  21 августа 1936 года. К тому времени  Кировский краевой совет (мы тогда входили в состав Кировского края), уже принял решение о создании в Воткинске филиала аэроклуба.

Инициатором создания аэроклуба был летчик запаса Алексей Никитич Наумов, а первый выпуск воткинских пилотов был осуществлен,  когда начальником стал Павел Андреевич Бабушкин. В апреле 1937 года на балансе аэроклуба имелось три самолета У-2, созданный   Николаем Поликарповым, свой первый полет самолет совершил 7 января 1928 года. Учебно-боевой вариант У-2ВС был разработан в 1932 году, он мог брать с собой шесть восьмикилограммовых бомб.

Во время работы аэроклуба в предвоенные годы здесь летную практику проходили будущие герои Советского Союза наши земляки: Василий Григорьевич Шамшурин (1920-1942). 8 ноября 1942 года при штурмовке скоплений войск противника в районе селения Дзуарикау направил свой подбитый зенитным огнём самолёт в гущу вражеских боевой техники. Василий Михайлович Михайлов (1921-1944), совершил более 120 боевых вылетов, в 14 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 6 самолётов противника, погиб в бою в Югославии. Иван Петрович Фонарев (1918-1973),  после окончания в 1935 году  7 классов школы в селе Перевозное, работал инструктором стрелкового спорта в Осоавиахиме, затем учился в школе ФЗО и работал на Воткинском машзаводе. Без отрыва от производства окончил аэроклуб и в 1939 году по его просьбе Воткинским райвоенкоматом был направлен в Пермскую военную авиационную школу пилотов, после окончания которой служил летчиком-инструктором в военной авиашколе. Свой боевой путь  начал под Сталинградом в сентябре 1942 г. и закончил его у Кенигсберга. Летчик-штурмовик, совершил 346 боевых вылетов, уничтожил 12 танков, 63 автомашины, 10 минометов, 2 баржи и не одну сотню солдат и офицеров противника.

В зимние месяцы 1943-1944 годов в числе курсантов школы морской авиации летную практику также в Воткинске проходил будущий летчик-космонавт Герой Советского Союза Павел Иванович Беляев (1925-1970), совершивший в 1965 году космический полет на корабле «Восход-2». Его инструктором стал Геннадий Алексеевич Калганов, сам выпускник аэроклуба 1938 года, с 1940 года он уже стал летчикам – инструктором. Под его руководством «встал на крыло»   и будущий дважды Герой Советского Союза Евгений Максимович Кунгурцев

Во время Великой Отечественной войны  самолеты У-2 применяли в качестве разведчиков, самолетов связи и санитарной авиации. При этом применялась особая тактика: вылеты происходили ночью, бомбардировщики подходили к цели на сверхмалой высоте, с двигателями, установленными на малый газ. Благодаря этому сбить их было непросто - самолеты попросту оставались невидимыми для противника практически до момента бомбардировки. Сброс бомб производился с высокой точностью, несмотря на темное время суток. После этого У-2 уходил от истребителей, набирая максимальную скорость и маскируясь - например, по верхушкам деревьев.

Сбить самолет было достаточно сложно: «небесный тихоход», как прозвали его советские солдаты, летал со скоростью не более 120 километров в час, а немецкие истребители - не менее 140 километров в час. При этом У-2 были очень маневренными и недоступными для зенитчиков, которые в большинстве случаев промахивались. Именно в роли легкого ночного бомбардировщика «тихоходы» и сыграли важную роль во время войны. На этом «тихоходе» летали знаменитые «ночные ведьмы» - летчицы  46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка, в числе которых была Нина Захаровна Ульяненко  - наша землячка, также выпускница Воткинского аэроклуба.

Легендарный «самолет – тихоход» снимался в нескольких фильмах:  «Небесный тихоход», «И ты увидишь небо», «В небе «Ночные ведьмы», «Если завтра война», «Пилоты», «Ночные ласточки», «В бой идут одни старики».

Первым по времени стал фильм «Небесный тихоход», в 1944 году, когда уже было понятно, что победа не за горами, от правительства СССР поступил указ «Срочно снять веселый, радостный фильм о наших доблестных воинах». За создание такого фильма взялся режиссер Семен Тимошенко, в то время уже хорошо известный по картинам «Три товарища» и «Вратарь», он же и написал к нему сценарий. Правда, когда фильм был снят, его раскритиковали, а сам Сталин назвал фильм «безыдейным и пустым». Но, несмотря на это, «Небесный тихоход» все же появился на экранах страны, моментально завоевав любовь миллионов зрителей.

Премьера картины «Небесный тихоход» состоялась в преддверии первой годовщины Великой Победы — 1 апреля 1946 года. Роли главных героев Булочкина и Тучи без проб были утверждены два поистине выдающихся актера — Николай Афанасьевич Крючков, на тот момент уже Заслуженный артист и лауреат Сталинской премии, и Василий Васильевич Меркурьев. Небольшую роль в фильме исполнила выдающаяся актриса Фаина Раневская. Правда, по воспоминаниям современников, ни сценарий, ни режиссер, ни военная тематика фильма актрисе не нравились, и по слухам, сниматься в этом фильме ее заставили указом сверху. Но, возможно, поэтому фильм и дошел до зрителей — после того, как картину раскритиковали, Раневская выступила в ее защиту. Очень скоро фильм стал не просто популярным, а всенародно любимым,  а строки из песен «Пора в путь — дорогу» (сл. С. Фогельсона, муз. В. Соловьева-Седого); «Мы, друзья, перелётные птицы» (cл. Алексея Фатьянова, муз. В. Соловьева-Седого)

разошлись на цитаты.

Снимали фильм под Ленинградом, на аэродроме Левашово, а в качестве консультантов выступали летчики, только что вернувшиеся с фронта, они же были «дублерами» — заменяли в кадре артистов, когда нужно было поднимать самолеты в воздух.

Так знаменитый тихоход стал кинозвездой. Самое интересное, что когда фильм вышел на экраны страны, в отпуск для встречи с родными в Кварсу приехал летчик, старший лейтенант Иван Петрович Фонарев, о чем сообщила газета  «Ленинский путь» 1 мая 1946 года.

Так, что  знаменитый «небесный тихоход», он и наш, воткинский!

 

А. Скачкова – н/с Музея истории и культуры г. Воткинска

 

На фото из газеты «Ленинский путь»  (от 11.04.1967)  инструктор Геннадий Алексеевич Калганов