«Жениховский бокал» и «Чашечка девицы»

Праздник Покров Пресвятой Богородицы традиционно является временем приискания женихов и проведения свадеб. Невесты одевают свой наряд-белоснежный покров. В прошлые века этому предшествовали сватовство и ходьба «на взглядышки» когда присматривались к будущим женихам и невестам. Чаепитие в доме девушки сопровождалось не только особым выбором чая и воды, но и предполагало свой этикет.

В назначенный день «поклонник» приходил в дом родителей девушки. Переступив порог, он «кланялся на образа» и говорил: «Мир вашему дому». Хозяева отвечали: «Милости просим!». Затем все усаживались за стол. Девушка, выполнявшая в этой ситуации роль хозяйки, сидела рядом с самоваром, разливала гостям чай, угощала вареньем из ягод, собранных на своём огороде, и мёдом.

Чаепитие с участием молодых предполагало особый этикет, где каждое действие имело глубокий смысл, демонстрировало симпатии и намерения молодых. Перед молодым человеком ставили специальный большой бокал с крышкой. В него девушка наливала чай из самовара. В том случае, если девица нравилась поклоннику, то он должен был торжественно открыть крышку бокала и «осушить» весь чай. После чего ему немедленно наливали следующий бокал. Второй бокал он уже выпивал не спеша, «с разговорами», а затем совсем «церемонно» пил третий. Ему следовало вести за чаем и «приятную беседу».

Во время «взглядышек» девушка тоже пила чай, но из маленькой изящной чайной чашки «кузнецовской работы». «Кузнецовский» семейный сервиз обязательно выставляли и для всех других участников застолья. Прежде на столах воткинцев могли стоять даже сервизы завода Гарднера или Попова. Эти вещи были, безусловно, дорогими, но их присутствие подчёркивало важность события и достаток семьи.

Девушка во время такой встречи свой чай не пила, и не отпивала из чашки, даже если поклонник ей очень нравился, то есть «держала фасон». В исключительно редких случаях во время первой встречи она делала заветный глоточек в конце «взглядышек».

Молодой человек, как правило, ходил в статусе «поклонника» два-три месяца

и, приходя на «взглядышки», каждый раз был под внимательными взглядами родителей своей избранницы. В каждый такой визит перед ним ставили предназначенный ему бокал с крышкой, так называемый «жениховский бокал». Отпить глоток из своей чашки благовоспитанные девицы предпочитали лишь в 15 или 16 встречу, и только после этого молодой человек переходил в категорию официальных «кавалеров» девицы. В этом статусе он уже мог чаще приходить в дом девушки, и даже без сопровождения своей старшей родственницы, но только лишь в том случае, если девушка в доме была не одна. Вскоре в дом засылали сватов, и при взаимном согласии, начинали готовиться к свадьбе.

Молодые люди после сватовства уже официально считались женихом и невестой. С этого времени «запросто на чай» вместе с женихом могли прийти его друзья, и в дом к просватанной девушке к такому чаепитию собирались подруги. Девушки помогали дошивать невесте приданое и, конечно, они могли встретиться с молодыми людьми. Такие встречи молодёжи в доме у невесты «дозволялись», но непременно в присутствии и под присмотром старших родственников.